Форум Первомайска Николаевской обл.

Объявление

влажность:

давление:

ветер:

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум Первомайска Николаевской обл. » История Первомайска » История евреев Первомайска (Богополь, Голта и Ольвиополь)


История евреев Первомайска (Богополь, Голта и Ольвиополь)

Сообщений 31 страница 60 из 103

31

fix007
Еще одно уточнение. Если Вы помните, Ваши дедушка и бабушка были похоронены на новых участках или дохоронены к уже имевшимся могилам, и второе они на разных могилах или рядом? Если они дохоронены, то нужны даты смерти похороненных прежде. Иначе найти будет сложно.
Ответ на вопрос ЮлияL про учет. Наверное ведется, но время давнее, попробуй найди, и саму службу и записи. Проще посмотреть на месте.

0

32

Уважаемый Крамар,
Насколько мне известно, дедушка и бабушка были захоронены в разных могилах,
и кроме того, на разных кладбищах (существовали, по-моему, отдельно мужские и женские).
Но кладбища располагались друг возле друга.

0

33

Всем добрый день!
Я нашел еще дополнительную информацию, которая как я надеюсь,
существенно облегчит поиск могил моих дедушки с бабушкой.
Как я ранее написал, они захоронены на старом еврейском кладбище на Богополье.
Слево женское кладбище, а справо и прямо-мужское.
Могила бабушки-зайти на женское кладбище, несколько метров
вперед и слева, должна быть могила-Уманская Эсфирь Израилевна.
Могила дедушки-надо зайти на мужское кладбище, рядов 5 могил,
и слева 5-я или 6-я от дорожки должна быть могила дедушки-Шейнкерман Лев Исаакович.
Может кто-нибудь сможет съездить туда и найти эти могилы?
Буду очень благодарен!
С Уважением

0

34

Всем доброго дня!
Откликнитесь, жители славного города Первомайска,
города моего детства!
Может кто-нибудь, все-таки,  может помочь?

0

35

До октябрьского переворота 1917 года в Богополе проживало довольно небедное и предприимчивое семейство Докторовичей. Вот оттиск штампа на книге одного из представителей этого семейства - М. Докторовича (внизу плохо отобразившийся текст на иврите):
http://s6.uploads.ru/t/4gVsJ.jpg

+1

36

Здравствуйте !
Моя семья жила в Богополе в конца 18 века.С конца 19 века до конца НЭПа  имела свой  рыбный магазин.
Мой дед рассказывал что место на котором находился магазин назвался Рутес или что-то в этом роде.
Известно ли в современном Первомайске место с таким названием ?
С Уважением

Отредактировано Alex68 (03-01-2014 22:14:29)

0

37

Привет всем у меня есть вопрос ...
ищу еврейские корни , предков проживающих на территории теперешнего первомайского раена 1850-1920 примерно , знаю что у них была конная почта , или постоялый двор , возможно фамилия Буянович , зная что дети были Стефан и Илья ( Илья мой прадет примерно 1880 года рождения ) буду благодарен за любую инфу , спасибо заранее жду ответа :)

0

38

buyanovich
Есть вероятность, что это было в Богополе (отдельная часть нашего города) и его округе., т.е. в Подольской губернии. Что-то конкретное можно найти только в архивах. Но нужно вспомнить все детали, которые Вам известны, собрать все крохи сведений.

0

39

Спасибо за тему... мне очень интерсно. Можно, конечно и в интернете покапатся, но не всегда есть время. Хорошо, когда кто-то за тебя это делает ис все систематизирует. Интересно, что она возникла и, что многим пришлась по душе. Почему ты ее зарворошил?  Семью моей мамы так же растреляли в Конецполе, фамилия Щупак. Это мамин дед. До войны мама жила на Лоссаля (Киевской), недалеко от военкомата. А где была синагога я понятия не имею- никто об  этом в слух не говорил. Где-то возле кинотеатра на Киевской? На Первомайском кладбище похоронены семья сестры моей бабушки, Молдавские, Липесы- бабушка на николаевском...

0

40

Всех  с днем Победы!  И в продолжение праздика и вшановуючитрадицию маленький отчет о проделанной работе.
http://sb.uploads.ru/t/amfJO.jpg
http://sc.uploads.ru/t/gVNpR.jpg
Проведаай ветерана. Праведники мира. Первомайск. 2014 год, май 9 число. Они ждут...

Отредактировано Крамар (09-05-2014 15:56:58)

0

41

Крамар, а на фото ветераны ВОВ?

0

42

jurgos
Написал, праведники мира. Хозяин 1926 г.р., хозяйка чуть моложе.

0

43

Хорошо выглядят!
Уж довольно выглядят молодо!

Отредактировано jurgos (09-05-2014 19:16:44)

0

44

jurgos написал(а):

Хорошо выглядят!
Уж довольно выглядят молодо!

Отредактировано jurgos (Сегодня 19:16:44)

Спасибо, я немного учился фотографии и день сегодня...

0

45

Здравствуйте !
На одной их фотографий на сайте я увидел фотографию "Большой" улицы в Богополе.
Как я понимаю, это был своего рода торговый центр.
А она сохранилась ?Если да то как она называеться сейчас ?
До революции в Богополе была так-же улица Константиновская где находился дом моего прапрадеда.Есть ли такая улица сейчас ?
Спасибо.

Отредактировано Alex68 (29-06-2014 21:28:01)

0

46

Alex68
Большая - это, как правило, центральная, главная улица населенного пункта в царской России, но которая по своему содержанию не тянет на звание Большой Екатерининской, Житомирской, Елисаветградской, Морской, т.е. государственной, а пока она местная Большая. В Богополе это конечно нынешняя Советская. Действительно в прошлом центральная главная коммерческая улица, что спускалась к мостам. Где была Константиновская не известно. Приметы расположения дома Вашего прапрадеда могут помочь. Хорошая карта в первом главном разделе форума, на теме карты.

0

47

Памятник по дороге во Врадиевку.

http://sd.uploads.ru/t/tf7HL.jpg

В окрестностях Богачевки.

http://sd.uploads.ru/t/ywdaD.jpg

Снова Штетл, теперь украинский.

http://se.uploads.ru/t/oXpam.jpg

Спасибо коллеге Виктору. Проведал давеча старое еврейское кладбище в Конецполе.

http://sf.uploads.ru/t/Xxgko.jpg

Отредактировано Крамар (13-07-2014 08:08:46)

0

48

Видел фотографию Большой улицы в Богополе ....А кто-то встречал еще фотогрфии Богополя до 1917 года ?

0

49

Семья Пекер,1937г., село Мегея

http://s006.radikal.ru/i213/1407/1a/054e859c3a66.jpg

http://skachate.ru/voennoe/30740/index.html

Отредактировано Noval (14-07-2014 23:03:19)

0

50

В лагерях часто не было построек, пригодных для жизни, и пропитания. Так как была зима 1941-1942 годов, многие из евреев гибли от холода. Хуже всего ситуация сложилась в жудеце Голта. Там находились такие концентрационные лагеря, как Богдановка и Доманевка

http://www.liveinternet.ru/users/4819082/post225106443

http://i031.radikal.ru/1407/48/e403093ae000.jpg

http://s005.radikal.ru/i212/1407/05/fc5231f1fd31.jpg

0

51

Noval
Спасибо за фото семьи Пекер в Мигее! Второй материал, касающийся Транснистрии, требует внимательного прочтения по источникам исследователей: например Леонид Сушон. Транснистрия: евреи в аду. И другие:
http://qps.ru/PFVMW
А не хвататься без разбору за материалы компановщиков, без ссылок на источники, без авторства, но с известной направленностью.
И это касается всяких материалов в рунете под символикой известной ленточки.

Отредактировано Крамар (15-07-2014 12:20:49)

0

52

В Музее истории Киева открылась выставка "Шлях до Мрії". Она посвящена истории украинцев еврейского происхождения. Вернее евреям, выехавшим из наших земель и проявивших себя при создании государства Израиль. Память о них тщательно берегут на их новой родине. Их именами названы города и улицы. Многие стали известны всему миру. Один из таких людей родился в нашем городе. Что бы и мы узнали о них подробнее открыта эта выставка. А еще Украина вступила в новую фазу строительства государства и многие взоры теперь устремились на Израиль, как там наши люди трудились в аналогичных обстоятельствах?
http://qps.ru/c2ose
Виставка розташована на першому поверсі Музею історії Києва Вартість відвідання – 15 грн. Адреса музею:
вул. Б. Хмельницького, 7 (ст. м. «Театральна») Виставка триватиме у Києві до 29 вересня. Далі експозиція помандрує українськими містами.

Отредактировано Крамар (25-09-2014 10:16:33)

0

53

На прошлой неделе группа товарищей проведала место скорби и памяти по погибшим евреям села Богачевка. И посадили аллейку деревьев.

http://sa.uploads.ru/t/RgVQB.jpg

http://sa.uploads.ru/t/tMFpJ.jpg

0

54

http://s51.radikal.ru/i131/1411/b8/2185f1762620.jpg

Сара Погреб
родилась 1 января 1921 года. Метрики у нее никогда не было, по крайней мере, она таковую не помнит, поэтому не вполне уверена, родилась ли в городе Первомайске, на железнодорожной станции Голта, или в местечке Юзефполь – неподалеку. В любом случае, это на Украине, в когда-то Одесской, а потом Николаевской области.
О поэтессе Саре Погреб:
http://berkovich-zametki.com/2005/Stari … halit1.htm

Отредактировано Noval (23-11-2014 23:05:42)

0

55

История семьи Ронжес из Голты (или другой части Первомайска).
Первый рассказ был опубликован в 1939 году в журнале Смена:
http://qps.ru/MtF1V
Далее уже недавняя доработка материала одним из потомков с фото и комментариями:
http://qps.ru/NVuaK
И уже совсем недавно в нашей местной газете объявлений еще одна интерпретация истории той же семьи:
http://qps.ru/Vp48f
Ефим (Хаим) Ронжес сын сапожника и внук сапожника из Голты (или другой части) попал на службу в царскую армию еще до 1905 года. Служил в Польше и там остался на некоторое время после службы. Во время подъема революционного движения 1905 года входит в одну из подпольных организаций, в которой в то же время находился и Феликс Дзержинский.
Ефим попадает под арест, отбывает свой срок и возвращается в Голту или Богополь (домой). Женится, у него рождается два сына. В 1914 Ефим Ронжес вновь отправляется на службу. Попадает в плен, через три года возвращается, прежнего государства уже нет и пленных Австрия отпускает. У него рождаются еще двое сыновей и дочь, а в начале его службы в 1914 у него родился еще один сын, он богатый отец - всего шестеро Ронжесов. Пятеро из них пойдут служить в армию уже во время следующей войны.
(в материале из третьего источника -нашего, есть ряд неточностей, про ограничения для евреев в службе в царской армии, но не уточнено какие именно. По количеству от числа молодых людей рекрутов, норма на евреев была всегда выше чем на православных. Это было инструментом воздействия на общину. Была также практика призыва кантонистов, т.е. парней евреев в возрасте 7-12 лет, чтобы оторвать их от семьи, от общины и от веры. В армии капелан был только христианский.
И еще один скользкий  момент в этом же источнике- про "трудности" службы еврея за веру царя и отечество. Евреи став поданными царя становились и военнообязанными и несли все остальные повинности, по налогам и прочему. Если рекрут еврей скрывался от службы, сначала наказывали общину, а потом и он сам мог отправиться на каторгу. На службу не призывали мусульман, кроме казанских татар, а иудеев благополучно призывали. Для иудеев была своя присяга, где рекрут клялся именем Б-га Израиля, что будет служить Русскому царю и Российскому Государству.
Остальное требует прочтения, судьба семьи из нашего городка в нескольких поколениях и в переплетении с историей страны.
Ронжес и супруга Зинаида (Зельда) Исааковна Поляновская Фото 1911г.
http://se.uploads.ru/t/f4wpQ.jpg

http://se.uploads.ru/t/ORTWB.jpg

Отредактировано Крамар (25-01-2015 22:44:27)

0

56

Судова камера на єврейській мові // Селянська Газета. – 1925. - № 130. – 23 вересня

З метою обслуговування працюючих і бідніших шарів єврейського населення Первомайської округи на їхній рідній мові, а також з метою кращого ознайомлення їх з революційною законністю радянського законодавства, намічено відкрити судову камеру, де все судочинство буде проводитись на єврейській мові.
Судова камера відкриється нового бюджетного р., в центрі більш заселенім єврейським населенням, в Богополі.

0

57

Єврейське питання у Первомайську. Що скажете?

З-й Увага пролетарям-євреям // Селянська Газета. – 1925. - № 154. – 20 листопаду.
Значні маси пролетарів та півпролетарів – євреїв у нашій окрузі вимагають особливої до себе уваги.
Як же стоїть у нас на Первомайщині справа виховання єврейської бідноти?
На зібранні євреїв комуністів ми чули, що навіть у місті, серед організованих у профспілки євреїв ніякої роботи не проводилось.
По-між кустарів де-що робилося, але «робилося» так гарно, що приїхавшому й оштрафованому рабинові гроші зібралися переважно по-між кустарів…
Як же справа стоїть у містечках далеко від євсекції, пр наочності ріжних «настроїв», «думок» та саморідних розумінь національних питань і особливо єврейського…
… Серед єврейських трудових мас роботу повинні провадити тільки євреї-комуністи при допомозі передовиків-позапартійних.
Звичайно, робота надто трудна, але ми самі в цьому винні: до цього часу частина євреїв-комуністів на анкетне питання про національність пишуть «українець», до цього часу ще де-які комуністи-євреї, розмовляючи єврейською мовою, озираються на всі боки, чи не слухає їх хто…
Під маркою і боячись обвинувачення в «дрібно-буржуазности», єврей-комуніст відмежується китайською стіною від кустаря, від розмовляю чого тільки єврейською мовою напів-інтелігента і навіть, робітника.
Час теоретичних визначень ріжних груп єврейства вже минув…
Ми повинні нести культуру єврейським пролетарям на єврейській мові, через євреїв-комуністів.

0

58

ГОЛТА, ОЛЬВИОПОЛЬ, БОГОПОЛЬ

Увы, названия эти давно и прочно забыты. Наверное, только старые одесситы помнят, что, когда в Одессе хотели пошутить насчет «центров мирового еврейства», говорили: «Голта, Балта и Одесса…»

http://www.lechaim.ru/ARHIV/170/VZR/01p.htm

0

59

ПЕРВОМАЙСКИЙ РАВВИН ПЕРЛШТЕЙН

Сегодня на территории Украины, да и СНГ в целом, раввины есть в основном только в областных центрах. Первомайск стал одним из немногих бывших местечек современной Украины, где появился свой раввин.

Посланник Любавичского Ребе Леви-Ицхок Перлштейн прибыл во второй по величине город Николаевской области в середине марта 2004 года. Среди достижений молодого раввина – открытие нового садика «Ор Авнер», под руководством супруги раввина Ханы собирается и активно работает женский клуб «Подруга». Для детей в Первомайске работает воскресный клуб «Шемеш», с удовольствием участвуют они в парадах на Лаг ба-омер. В теплой и непринужденной обстановке проходят все без исключения еврейские праздники: здесь широко праздновали Хануку, хорошо повеселились на Пурим, не сидели сложа руки и на Пейсах: на сейдер первомайские евреи собрались в кафе, «под предводительством» молодого раввина почувствовали и вкус, и смысл Пейсаха – праздника обретения свободы.
http://www.lechaim.ru/ARHIV/170/VZR/02p.htm

0

60

Наша тема имеет продолжение. Наш новый участник напишет здесь кратко о своей работе. А пока переношу сюда пост из истории оккупации:

Анна написал(а):

Кстати, еврейские общины прекрасно развивались в составе польских поселений. И жизнедеятельность еврейских общин приносила большую пользу развитию этих самых поселений)))) Поэтому, изучая жизнь польских поселений, не стоит забывать, что их население не было моноэтничным, а практически всегда имело определённый процент евреев и представителей других национальностей.

Отредактировано Анна (Сегодня 15:26:45)

Я бы подошел к вопросу по другому. Прежде всего нужно сказать, что в средневековой Европе и в Азии международная торговля в значительно степени осуществлялись благодаря иудеям. Один язык и один Закон делал евреев понятными друг другу, не зависимо от места жительства. Плюс давление, которое они испытывали со стороны местной власти всегда заставляло их работать ответственнее и щепетильнее, чем местное купечество и ремесленники. Поэтому возникали и укреплялись "международные" связи иудеев между странами. Так, при вхождении в состав Российской империи бывших польских земель, а с ними и бывших подданных иудеев, местные купцы часто не выдерживали конкуренции, т.к. у их коллег  иудеев были и более строгие нормы торговой этики и морали, и европейский опыт и выход на европейские товары, т.е. наработанные деловые контакты. Исходя из этого и нужно рассматривать присутствие иудейских общин в приграничных
поселениях, что на польских землях, что на российских. Без них просто не было бы полноценной торговли, а приграничный
промысел, это прежде всего торговля. Вглядываясь в прошлое, нужно помнить, что войны были короче мирной жизни, а торговля шла и в военное время (читай Тараса Бульбу).
А что до антисемитизма, то в королевской Польше он мало отличался от всей остальной католической Европы. Общины иудеев всячески ограничивали и отделяли от остальной части населения. При этом формы этих ограничений, возможно, в Польше были чуть слабее, чем в центральной Европе, т.к. Польские земли были на окраине влияния Рима, но это мое предположение. Вторая особенность - это местные традиции, ведь наши земли перешли к Польше от Великого Княжества Литовского. А там, как известно, у иудеев была охранная грамота в 14 веке и веротерпимость на государственном уровне.
Поэтому говоря об антисемитизме или об условиях жизни общин, можно рассматривать более спокойные периоды, менее спокойные и кране не спокойные.

0


Вы здесь » Форум Первомайска Николаевской обл. » История Первомайска » История евреев Первомайска (Богополь, Голта и Ольвиополь)