Форум Первомайска Николаевской обл.

Объявление

влажность:

давление:

ветер:

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум Первомайска Николаевской обл. » История Первомайска » История евреев Первомайска (Богополь, Голта и Ольвиополь)


История евреев Первомайска (Богополь, Голта и Ольвиополь)

Сообщений 1 страница 30 из 103

1

Давно назрела необходимость собрать сведения о истории евреев города Первомайска.
Начну эту тему с частного воспоминания нашей жительницы, еще довоенной ученицы 11 школы Колбасюк Майи Михайловны.

                                     Последние свидетельства.

Кто вспомнит Геньку? Скорее никто. И подумалось мне, что его уже вряд ли кто вспомнит. Не так давно приснился мне Генька. Рыжий, он же Шилокрот, от фамилии Шильдкрот. Несколько лет мы сидели с ним за одной партой. Не помню чтоб хоть однажды поссорились, он был хороший мальчик, старательный ученик. Летом Геня уезжал к дяде в Москву. И в начале  учебного года он целыми уроками рассказывал мне о Москве, шепча на ухо. Хоть мы сидели перед учительским столом, нам не делали замечаний, то ли шептать умел Генька почти беззвучно, то ли учителя были снисходительны.
Помню наш класс разучил постановку, «Концерт  16 ти  союзных республик». Мы с Геней были белорусами  и пели «Так будьте здоровы, живите богато..».  Геня был старшим сыном и первым маминым помощником неимущей многодетной семьи. Отец инвалид, помогал жить московский дядя. Мать осуждали за многодетность. Но вот началась война, выехать не сумели. Пришел Гитлер и исправил ошибку матери. Вся семья была уничтожена. Сгинули без следа. В последний раз я видела Геню у колодца. Это было примерно 20 июля. А 25го мы уехали.
Погибла и Геня Волошина. Отец её был советский работник, был призван в армию. Геня c мамой и сестрой остались. Говорили  ,что на них возили воду прежде чем убить. Милая красивая девочка была. Но грустная всегда, как- будто  предвидела свой конец.
А Элла Фитермахер была веселой девочкой. Жила рядом со школой,, старше нас  на год(окончила перед войной 8 класс). Папа её был зубной врач и умел рвать зубы без боли. Папу мобилизовали  в  армию. Элла с мамой остались. И погибли. Отец вернулся, но прожил не долго. Видно горевал сильно.
Трагичной была судьба девочки Миры. Она была внучкой зубного врача Марголис.  Марголис была образованной женщиной. В начале века она поехала в США, собрала там деньги   и построила у нас школу для бедных ев рейских девочек. Эта школа так и называлась- школа Марголис. Сейчас там дом  детского творчества. Дети Марголис  сын и дочь учились в Париже. Потом что с ними стало, не знаю. Но внучка жила у бабушки. Красивая была девочка, шатенка с синими глазами. Когда началась война, моя мама - Ангелина Александровна Мельникова, встретила бабушку Марголис и спросила, когда она думает уезжать, но она ответила, что уезжать не собирается. Всем говорила, что бывала в Германии, знает немцев, это культурный народ, и она не верит нашей пропаганде. И остались. Как погибла бабушка, не знаю. А чтоб спасти внучку, на ней женился молодой агроном, который жил в другой части города. Но в его отсутствие  за ней пришли (выдали соседи) и расстреляли. Агроном вернулся, узнал, и повесился с горя. Так рассказывали после войны.
Погибли все люди еврейской нации, оставшиеся в ПЕРВОМАЙСКЕ, Кроме сестёр Заславских они уцелели. А те кто уехал остались живы, но в Первомайск мало кто вернулся. Я читала, что в Киев приезжают делегации с венками  к Бабьему яру с надписями: от евреев Харькова, и других городов.
Но скорбят о погибших  людях не только евреи, но и  русские люди, помнят и скорбят.
                        На  фотографии:
4-ый класс «Б»  СШ № 11 гор. Первомайск, 1937-38 учебный год.
Верхний ряд: слева Лёдик Дудинцев, Валя Пархоменко, Миля Брацлавская, Геня Шильдкрот, нижний ряд : Жора Костин, Геня Волошина,  Мая Колбасюк, Бенцион Фельдман. Учительница  Анастасия Федоровна  Гулая.
Кроме Гени Волошиной, Гени  Шильдкрота  и учительницы все остальные  ещё  живы, надеюсь.
        Колбасюк  Майя  Михайловна, учитель русского языка и литературы.  2010 г. 

(фото опубликую, когда передадут)

Отредактировано Крамар (11-04-2016 20:56:12)

0

2

После конференции я выложу таблицу, я так понимаю это результат исследования Смирновой Тамары Михайловны. Еврейское население Юга, Голта,  Богополь, Ольвиополь, Итоговая таблица численности  еврейского населения с точностью до одного человека, за 1897 и 1917 гг

0

3

Viktor
Перепись населения Российской империи (1897) известный документ. Цифры, статистика как основополагающая деталь истории
очень важны. Еще более важны свидетельства, истории семей. А как официальный источник хочу назвать материалы известной
экспедиции Анского:
Экспедиция С. Анского
Официальное название – Еврейская Этнографическая Экспедиция им. барона Горация Осиповича Гинцбурга. Все расходы взял на себя один из его сыновей Владимир Гинцбург - представитель знаменитой династии еврейских банкиров, промышленников и меценатов, возглавлявших во второй половине 19 – начале 20 в. общину Санкт-Петербурга.
Экспедиция была инициирована С. Анским, и действовала под эгидой ЕИЭО. В 1913 г., по итогам совещания представителей групп содействия из Санкт-Петербурга, Москвы и Киева, был определен статус экспедиции, как "автономной комиссии при ЕИЭО", со своей "самостоятельной администрацией и отчетностью". В подготовке экспедиции участвовали знаменитый еврейский историк Семен Дубнов, один из крупнейших поэтов на иврите одессит Хаим-Нахман Бялик, и живописец Леонид Пастернак (отец поэта Бориса Пастернака).
Работа проводилась в три сезона: июль-сентябрь 1912, июнь-ноябрь 1913, июль-август (ориентировочно) 1914. Были обследованы 70 еврейских населенных пунктов Подольской, Волынской и Киевской губерний. Особое внимание уделялось районам наиболее древнего расселения евреев, местам зарождения хасидизма и различных мистических течений. Изначально планировалось также изучение населенных пунктов на территории Литвы и Польши, но этому воспрепятствовали финансовые трудности и начало Первой мировой войны.
Согласно итоговому отчету С. Анского, всего было собрано "700 с лишним предметов старины (серебряных, медных, деревянных), имеющих музейную, художественную и реликвийную ценность". Кроме того: "свыше 2000 народных сказок…, более 1500 народных песен, до 1000 народных мотивов…(записано на фонограф)". Получены в дар или приобретены "несколько сот старинных документов, имеющих историческое значение, коллекции писем выдающихся лиц, мемуаров, до ста старинных рукописей, пинкусов. Собрана большая коллекция старинных оригинальных рисунков, заглавных листов пинкусов, мизрахов, кеттуб, сделано около 1500 фотоснимков со старинных синагог…".
В 1915 г. эта коллекция была пополнена путем эвакуации из районов военных действий исторических и культурных памятников, в частности: 513 свитков Торы, 75 свитков "Невиим", 251 предметов синагогального ритуала (в частности из знаменитой синагоги в Луцке), 25 пинкасим и рукописей. Многие реликвии были доставлены из Галиции, где до войны экспедиция работать не могла.
В результате, согласно отчету Этнографической секции ЕИЭО в 1915 г. в ее собрании насчитывалось 5-7 тысяч художественных работ и до 25000 фольклорных и этнографических материалов.
http://izrus.co.il/history/article/2009-04-16/4294.html
Известно, что Еврейская Этнографическая Экспедиция работала и в Богополе, смотри статью Ирины Сергеевой:
http://klezmer.com.ua/history/history_text48.php
Другой материал смотри здесь (подробный рассказ председателя еврейской общины Первомайска Михаила Леонидовича Шефкина):
http://www.lechaim.ru/ARHIV/170/VZR/01p.htm

0

4

Крамар написал(а):

Viktor
Перепись населения Российской империи (1897) известный документ.

Уважаемый Крамар, а можно предположить что имеется кто то, кто сделал эти документы  известными, или это материалы учебников по истории за 9-10 класс?

Отредактировано Viktor (17-04-2012 09:59:05)

0

5

Viktor
Думаю, что персонально можно сказать спасибо Горбачеву и его Перестройке и Гласности. Именно начатые в то время необратимые процессы в русскоязычном информационном поле сделали архивные материалы доступными широкой публике.
Плюс товарищ Интернет и конечно персональная Любознательность.
Материалы переписи 1897 года давно в открытом доступе. По ним издана масса справочников, таблиц и прочей статистики.
Проблемы с публикацией материалов были только у переписи 1937 года, по известным причинам, но и они открыты в 1990 году.

0

6

Сегодня о еще одной малоизвестной странице истории Первомайска - о еврейских погромах в нашем городе. Практика проведения еврейских погромов царским правительством применялась неоднократно. Каждая вспышка насилия приурочивалась к определенному внутриполитическому периоду. Один из этих периодов революция 1905 года.

В селе Голте и местечке Богополе /теперь г.Первомайск Николаевской области/ во время еврейского погрома 21-23 октября 1905г. толпой громил руководило несколько неизвестных лиц, прибывших из Одессы. "Злоумышленники, которых была громадная толпа, производили частые ружейные и револьверные выстрелы, сопровождающиеся взрывами бомб, и навели такой страх на население, что все почти евреи бежали в степь, а местные крестьяне не решались оказать какое-либо содействие чинам местной полиции к подавлению беспорядков из опасения пострадать от огнестрельного оружия /громил/ ... Ограбленные постройки уничтожались огнем до основания. Все принадлежащее евреям имущество ... /было/ уничтожено совершенно. Убитых не найдено, ранено 9 евреев...".
ЦГИА Украины, Ф.442, оп.855, Д.391, ч.ІІ, лл.245-246.
Всего с 18 по 29 октября 1905 года в Российской империи произошло 690 погромов, в 660 городах, местечках, деревнях и селах. Во время октябрьских погромов 1905 года было убито 3,5-4 тысячи человек и около 10 тысяч ранено.
Погромы в октябре 1905 года происходили практически на всей территории Российской империи, где только жило еврейское население.
Октябрьские погромы 1905г. - первые массовые политические погромы в истории еврейского народа. Они произошли в момент наивысшего подъема первой революции в России, когда всю жизнь в стране парализовала всеобщая политическая стачка. Отправной точкой для начала погромов было подписание царем Манифеста 17 октября 1905 года.
Уже в день опубликования Манифеста 17 октября 1905г. во многих городах были разогнаны полицией и расстреляны войсками мирные митинги и демонстрации, начались черносотенные погромы.
(по материалам статьи ЕВРЕЙСКИЕ ПОГРОМЫ НА УКРАИНЕ В ОКТЯБРЕ 1905 ГОДА Виктория Михайловна Хитерер
на сайте одесской мессианской синагоги Врата Сиона):
http://qps.ru/37bXW
Хорошо известна методика организации погрома в маленьких городках, группа криминальных элементов из черносотенцев
приезжала в городок по железной дороге и по заранее намеченному плану начинала агитировать местное население.
После погрома эта группа зачинщиков беспрепятственно уезжала из городка. Полиция не вмешивалась, а зачастую
и выступала на стороне громил, если еврейское население успевало создать отряды самообороны.
Примером успешных действий отрядов самообороны является наше село Конецполь. Где громилам в октябре 1905 года не удалось устроить погром. Но основную защитную роль сыграли власти, которые просто не пустили в село
провокаторов.

0

7

Добрый день, уважаемые форумчане! Я давно в поиске возможных родственников со стороны деда или какой-либо информации. Возможно, кто-нибудь узнает имя:

Перчук Леонид Маркович, родился 3 мая 1915 года в Первомайске (в то время Одесской обл.) Его родителей расстреляли, когда ему было 3 года, после этого воспитывался у тети в Днепропетровске.
Буду очень рада любой информации! Спасибо заранее!
Ирина

0

8

Уточнения, в 1915 не было Первомайска. Были Голта, Богополь и Ольвиополь, каждый в своей губернии. Соответственно адреса архивов разные. И второе  речь идет о поиске сведений про Перчук Марка и его родственников. Желательно еще сведения, фамилии. Но на первый случай советую обратиться сюда:
http://forum.vgd.ru/
Поищите, там есть человек, который занимается поиском сведений о евреях Богополя. Сделайте там запрос. И аудитория, просматривающая этот форум гораздо шире и опытнее. И конечно передам в общину Ваш запрос.

0

9

Спасибо за ответ! Действительно, дед родился в Голте, у него в паспорте рядом с отчеством Маркович в скобках стояло имя Ойзер. Что это может значить?
Марк Перчук занимался извозом товаров и был убит в 1919году белогвардейцами. Пока больше никаких имен и данных не удалось узнать, т.к. дедушки нет уже 6 лет.

0

10

ирина88
Имя в скобках Ойзер это иудейское имя или фамилия или отчество, скорее имя. Обозначает помощник.  Часто в иудейских семьях мальчику давали имя деда. Очень важная деталь для архивного поиска. Если Вы на него решитесь, можно сделать запрос в Николаевский архив (Одесский и Херсонский) на проведение генеалогического исследования. Стоит не дороже денег. Но прежде напишите на указанном выше форуме ВГД свой развернутый вопрос. Что можно получить из архива, если повезет, получите список братьев и сестер деда, его родителей, их братьев и сестер... Откуда прибыли на Юг, если сильно повезет дополнительно чем занимались Ваши предки узнаете, особенно, если они были успешны. Дальше по каждой веточке полученного семейного древа попробуете найти
родичей ныне здравствующих. Работа эта не из легких. Требует настойчивости и смекалки. Эмоционально тяжелая, но на выходе получите упорядоченную семейную сагу, а это капитал. Среди вновь найденных родичей, возможно, тоже
приобретение, если найдется близкая душа.

0

11

Рассказ Анны Немеровской "Бабушка Хана".
Он имеет иллюстрацию:
http://uploads.ru/t/5/Q/W/5QWq8.jpg
Про историю богопольской семьи Столяр и Пидрад, про перипетии 20 века и про фотокарточку, сделанную в 1919 году и которая должна соединить семью...
Вся история здесь:
http://qps.ru/7BlHZ

0

12

Земляк Троцкого вел активную революционную пропаганду в Богополе.

МЕЛЬНИЧАНСКИЙ Григорий Натанович (1886, Бобринец Херсонской губ. – 1937), государственный деятель. В рев. движении с 1901, меньшевик, чл. РСДРП(б) с 1917, а в РСДРП с 1902. Неоднократно подвергался арестам, был в ссылке, бежал. С 1910 – в США. Вернулся в Россию после Февр. рев-ции 1917, дел. 6-го съезда РСДРП. В октябрьские дни 1917 – чл. Моск. Военревкома, затем (до 1926) пред. Моск. губ. совета проф., секр. ВЦСПС, одноврем. чл. Исполкома Красного интернационала профсоюзов (Профинтерна). В 1926–29 – пред. ЦК профсоюза текстильщиков, в 1927 чл., в 1929–31 чл. През. ВСНХ СССР, одновр. до 1931 чл. През. Госплана СССР, в 1931–34 чл. коллегии НКРКИ СССР. С 1932 зам. пред., в 1934–36 пред. К-та по изобретательству при СТО СССР. Избирался чл. ВЦИК, ЦИК СССР, канд. в чл. ЦК ВКП(б) (1925–30). Репрессирован. Реабилитирован посмертно.

Имя этого революционера и советского государственного деятеля неразрывно связано с Богополем. Около трех лет Мельничанский жил и работал в нашем городе (Богополь) , а также занимался активной агитационной работой, руководил целым рядом мелких стачек пекарей, портных, кузнецов. Получаемую время от времени литературу из Елисаветграда распространял, провел несколько массовок портных, кузнецов, а осенью — среди призывников. Подробное описание
тех лет находим в его автобиографии, из которой видно сколь напряженной была революционная обстановка на юге Украины и в местечке Богополь.

Мельничанский, Григорий Натанович (1886—1937; автобиография). — Род. 6-го июня 1886 г. в мещанской семье в гор. Бобринце Херсонской губ., в Елисаветградском уезде (ныне Зиновьевском). Отец — из мещан, не приспособившийся к торговле, временами жил мелкими доходами от сдачи в аренду части дома и лавки, временами работал мелким служащим. В 1905 г. он эмигрировал с семьей в Америку и стал рабочим-обойщиком и маляром. В детские годы я проявлял большую драчливость и бойкость и в наказание за таковую, за дружбу с уличными мальчишками, детьми рабочих ремесленников, и за "нежелание учиться" был отдан 11-ти лет в ученье к часовщику по условию на 3 года. 14-ти лет кончил ученье, получил свидетельство подмастерья и оставил родной город.

Во время ученья у часовщика слыхал о студенческих волнениях, крестьянских порках, об аресте и ссылке студентов-бобринчан, в том числе и Льва Давыдовича Бронштейна (Троцкого); родители его жили недалеко от Бобринца и еженедельно наезжали в наш город. Вокруг всех этих событий создавались легенды, передаваемые шепотком. На меня все эти рассказы произвели большое впечатление. Большое впечатление на меня также производили частые набеги на нашу квартиру полицейских и судейских приставов, описывавших и продававших с молотка время от времени всякий хлам, так как отец не отличался аккуратностью при выплате долговых обязательств и налогов. Очень рано пристрастился к чтению, ночами напролет зачитывался рассказами из французской революции, книги доставал по тому времени содержательные и влияющие на развитие фантазии и создававшие осадок неудовлетворенности окружающими условиями. Чтением моим никто не руководил, читал беспорядочно то, что доставал.

По окончании учебы переехал в поисках работы в Елисаветград (Зиновьевск), проходил несколько месяцев без работы и законтрактовался в Кривой Рог, где подвергался возмутительной эксплуатации. Надо считать, что обстановка Кривого Рога окончательно повлияла на дальнейшее формирование моего революционного настроения. Работал я с 6—7 другими подмастерьями от зари до глубокой ночи, жил на хозяйской квартире и там же харчевался. Квартирой служил пол мастерской, который после 12 часов ночи превращался в общую спальню. Харчевали нас так, что были всегда голодны. Кроме "харчей и квартиры", я получал 3 рубля в месяц. Так как хозяин-еврей был "религиозен", то суббота служила выходным днем, но и этот день нас держали под опекой. Помимо этих условий моей работы, Кривой Рог — центр горнорабочих, шахт по добыванию руды, где я видел, наблюдал жизнь шахтеров, с одной стороны, и жизнь их хозяев — с другой. Это также немало влияло на мое настроение. Там я впервые познакомился с ссыльными, от них впервые получил для прочтения пару прокламаций и книжку Толстого "Неужели так надо". Я очень быстро, после 2—3 месяцев работы, взбунтовался против условий труда, повел агитацию среди остальных товарищей, и мы насели на хозяина с требованием изменения условий. После изменения их к лучшему мне пришлось оставить свой паспорт на память хозяину и уехать из Кривого Рога. Это относится к середине 1901 г. Проходив опять без работы, я потом таковую получил в маленьком местечке Богополь, смежном со ст. Голта (теперь Первомайское). Там связался с приезжающими учащимися, с рабочими железнодорожных мастерских, получал от них прокламации, прочитывал, пытался сам писать их, пытался написать рассказ призывника, направленный против военщины и взяточничества; тогда не было ни рабкоров, ни внимательного отношения к таким попыткам — и я сжег его. Много в это время читал и вел весьма примитивную агитацию среди ремесленников и рабочих самочинно, в одиночку. Часто сражался с сионистами, которые пользовались влиянием среди еврейских ремесленных рабочих. Осенью 1902 г. во время поездки в Николаев Херсонской губернии, где провел несколько недель и куда имел адреса, я формально связался с организацией РСДРП, получил литературу и связи с Елисаветградом и вернулся на работу в Богополь. Поддерживал связь с Елисаветградом, получал оттуда литературу. В 1903 г. руководил целым рядом мелких стачек пекарей, портных, кузнецов. Получаемую время от времени литературу из Елисаветграда распространял, провел несколько массовок портных, кузнецов, а осенью — среди призывников. Во избежание начавшегося преследования со стороны хозяев и полиции уехал в Елисаветград, затем в Николаев. В Николаеве моя квартира была использована как склад, место для явок и собраний, сам я занимался агитацией и после целого ряда провалов должен был уехать. После работал опять в Елисаветградской организации, затем в Кременчуге. Осенью 1904 г. получил первое тюремное крещение в Кременчуге — был арестован, привлечен к суду Харьковской судебной палаты, после 3-х месяцев одиночного заключения был выпущен под надзор полиции до суда. От надзора полиции я сразу ушел — перешел на нелегальное положение и с тех пор ни разу не жил легально в царской России.

Работал в целом ряде городов юга, организовал распространение литературы в эшелонах, едущих на Дальний Восток и обратно во время Японской войны, принимал участие в Потемкинских событиях в Одессе, работал в центрально-промышленном районе Сибири. Второй раз был арестован, нелегальный, в Керчи, был предварительно избит до полусмерти черной сотней, выпущен до окончания следствия под надзор, ушел из-под надзора, переменив паспорт, и уехал опять в Одессу. Принимал активное участие в октябрьских событиях, организовывал профсоюзы, от них же был избран в Одесский совет рабочих депутатов.

Был арестован в декабре 1905 г., судился военно-окружным судом за принадлежность к партии и, как член Одесского совета, был осужден на поселение (открыл свою фамилию только на суде), был сослан в Тобольский уезд Тобольской губернии, откуда на второй день бежал в Сормово. В Сормове работал недолго нелегально на заводе, после одного провала переехал в Кунавино, откуда был избран членом Нижегородского комитета, проводил кампанию выборов во 2-ю Думу и кампанию смешанных комиссий. После нескольких месяцев работы и получения сведений, что одесская полиция опубликовала меня убитым (в одном неизвестном убитом анархисте опознали меня), я вернулся на юг в Одессу, затем в Николаев, где был арестован на общегородской конференции по выборам на Лондонский съезд партии под именем Ивана Гусева. Был приговорен административно к 3 месяцам тюрьмы и к высылке за снятием военного положения. Незадолго до отправки этапа мой паспорт был раскрыт, я отказался назвать себя — меня перевели, как бродягу, на уголовное положение. При помощи друзей с воли мне удалось устроить, чтобы при предъявлении моей карточки знакомым и родственникам на родине они бы меня по ней не признали, а признали бы по ней моего брата Бориса, жившего уже тогда в Америке. Эта операция удалась, и меня под именем моего брата отправили в Вятскую губернию, откуда я через две недели, при попытке арестовать меня за агитацию среди крестьян, бежал пешком в Казань и пробрался оттуда в Нижний. В Нижнем в это время организация была разбита, мне пришлось поселиться в харчевне на Бурлаковской пристани у родных моего товарища — Анардович. Работать пришлось в открытую; перевыборы в 3-ю Думу, организовал съезд уполномоченных по выборам; через 5—6 недель работы нагрянула полиция и арестовала меня, я сразу назвался бежавшим из административной ссылки из Вятки, под именем, под которым был выслан из Николаева. После восьмимесячной сидки меня сослали в Обдорск Тобольской губ. на 3 года. Оттуда я сразу бежал, пробрался по Оби и Иртышу в Тобольск, затем в Тюмень. Здесь задержался работой в местной организации, ездил на Урал, издавали газету "Тюменский Рабочий", которая обслуживала Урал и Сибирь. После 5 месяцев работы вся организация провалилась (было не то 2, не то 3 провокатора), сидел опять под именем брата, был судим и осужден на поселение. На этот раз ссылали в Преображенскую волость Киренского уезда Иркутской губ. Так как я следовал последней осенней этапной ленской партией, то, чтобы не остаться в ссылке на зиму, бежал с пути из Чечуйска, откуда пешком пробрался в Киренск, а оттуда последним пароходом пробрался дальше. Из Иркутска проехал в Елисаветград, там ушел от погони полиции, которая меня опознала. Издерганный арестами побегами, эмигрировал в конце 1910 г.

в Америку. В Америке сразу вошел в активную работу, принял участие в организиции и редактировании газеты "Нового Мира", принял участие в организации русской федерации социалистической партии, организовывал русские отделы тред-юнионов, принимал активное участие в руководстве целого ряда стачек, сам организовал и руководил несколькими стачками. В связи с этой работой подвергался 4 раза кратковременным арестам. В марте 1917 года, после получения первой телеграммы о Февральской революции, организовал возвращение на родину первой партии в 40 человек политэмигрантов, в которую входил и сам. В Галифаксе (Канада), при опросе пассажиров, был снят с парохода и взят англичанами в плен вместе с Троцким и Чудновским. Вернулся в Россию после освобождения из плена 4 мая 1917 г.

Мои первые связи с партией по фракционной линии были с меньшевиками не потому, чтобы я особенно сильно в первые годы разбирался в разногласиях. Как рабочему активнику мне теоретически проработать свое мировоззрение не удавалось, как активнику весьма подвижному и энергичному мне для этого и возможности не давали. Более ясно начал разбираться в разногласиях в 1905 г. во время октябрьских событий; так, несмотря на призыв одесского комитета к пассивности во время постройки баррикад, я принимал активное участие в их постройке и в сражениях на них. Принимал активное участие в знаменитой в Одессе борьбе за "примиренчество" обеих фракций. Во время спора о "рабочем съезде" выступал противником его, во время спора об использовании легальных возможностей, о роли профсоюзов, работая в подполье и в профсоюзах, поддерживал линию большевиков. В полосу ликвидаторства резко выступал против ликвидаторов, работая активно в подпольной организации большевиков (Нижний Новгород, Тюмень). С фракцией меньшевиков, ее лидерами в центре я персонально не был связан, дисциплиной их себя не связывал. В Америке занимал по отношению к России примиренческую линию, в американском движении боролся с оппортунизмом, с адвокатским социализмом, свойственным американским сторонникам II Интернационала.

В 1914 г., при объявлении империалистической войны, работая в Миннеаполисе, будучи оторван от русских социал-демократов, выступил с первых же дней против войны, против немецких соц.-демократов и русских меньшевиков. Разыгравшиеся события не давали сидеть вдали; бросил работу и по пути обратно в Нью-Йорк останавливался в каждом городе, где выступал на митингах и собраниях против войны. По приезде в Ленинград сразу же связался с ЦК РКП и отдал себя в распоряжение партии. Работал в Финляндии, Донбассе, затем в Москве, будучи связан с Советами партийной, но главным образом профсоюзной работой. В Октябрьские дни был членом военно-революционного комитета в Москве как представитель профсоюзов. До Октября работал с июля в Московском союзе металлистов, секретарем областного комитета металлистов Центрального Промышленного района. После Октября — секретарем, а затем председателем Московского губ. совета проф. союзов, секретарем ВЦСПС, членом президиума Моссовета, членом исполнительного комитета МК РКП, членом ЦИК. С 1918 г. по 1920 г. был членом Совета Обороны от ВЦСПС. Недолгое время был на военной работе, в настояще время член президиума ВЦСПС и МГСПС, член ЦИК и исполн. бюро Профинтерна.

[В 1926—29 председатель ЦК профсоюза текстильщиков. В 1929—31 член Президиума ВСНХ. В 1931—34 член Президиума Госплана СССР, член коллегии Наркомата РКИ. В 1934—36 председатель Комитета по изобретательству при СТО. В 1925—30 кандидат в члены ЦК ВКП(б). Необоснованно репрессирован, реабилитирован посмертно.]

Автобиография (часть данной статьи) опубликована в Большой автобиографичской энцыклопедии:
http://qps.ru/Q2C6x

Отредактировано Крамар (27-05-2012 17:46:31)

0

13

Крамар написал(а):

энцыклопедии

:canthearyou: энцыклопедии (???????) вообще то энциклопедии.......по російські..
Интересная петрушка получается. Задаём в Google.com слова Голта Богополь Ольвиополь и пишем древнюю историю города.
Это банальный плагиат... Извините за откровенность.

0

14

Spiderman написал(а):

Задаём в Google.com слова

Но задаем же...

0

15

Spiderman написал(а):

Крамар написал(а):

    энцыклопедии

:canthearyou: энцыклопедии (???????) вообще то энциклопедии.......по російські..
Интересная петрушка получается. Задаём в Google.com слова Голта Богополь Ольвиополь и пишем древнюю историю города.
Это банальный плагиат... Извините за откровенность.


Я считаю несколько иначе - это сбор информации. Опыт интернетсерфинга показывает, что ссылки имеют тенденцию умирать. Поэтому считаю очень целесообразным копипастить источники сюда, дабы сохранить для нашего архива. Я - "за".

0

16

К списку дореволюционных предприятий города я бы добавил также располагавшиеся в Голте машиностроительный завод Кнауффа (изготовлял веялки, соломорезки, проч.) и дизельную электростанцию Сальковского, которая проработала до 1941 года.

0

17

Spiderman - по поводу замечания, можно согласиться, вся инфа про Мельничанского есть в сети, за исключением маленького дополнения. Но его фамилия никогда не упоминалась в связи с историей Первомайска. И только благодаря одной строчке из его автобиографии мы теперь знаем еще оду важную страницу революционной истории города. Обогащает ли эта страница наши знания судить вам.
И еще про историю, наш скепсис и наши ежедневные устремления это тоже история родного города уже завтра...

А в историю евреев Первомайска нужно добавить страничку об истории евреев окрестных сел, ведь в нашем регионе были целые еврейские сельсоветы и еврейские колхозы.

История еврейских сельхозпоселений на юге Украины.

Военные действия (конец 18-го - начало 19-го века) и связанные с ними всевозможные несчастья сильно сказались на численности местного населения в нашем крае. К этому нужно добавить и большую зависимость сельхозпроизводства, основного вида деятельности местного населения, от погоды и природных аномалий, сильные морозы, засуха, ураганы, землетрясения, эпидемии, здесь одна напасть сменяет другую.
Все вместе вызывало малую заселенность нашего богатого края. Сразу после приобретения этих земель (Новороссия или юг Украины) царское правительство начинает активную колонизацию. На различных льготных условиях сюда приглашаются переселенцы из Европы (немцы, французы, болгары и другие), свои крестьяне из центральных губерний и новые свои подданные - иудеи. Последние попали в Российскую империю как коренное население польских земель, отвоеванных после трех разделов Польши. По российским законам иудеям запрещено владеть сельхоз. угодиями на правах собственности, но для стимулирования
освоения южных областей и соответственно, расселения иудеев из городков им разрешается брать землю в аренду, предусматриваются стимулирующие льготы для семей переселенцев. Так на юге Украины начинают образовываться еврейские сельхозпоселения – колонии.
Официальному представителю царской власти вверено всячески способствовать этой колонизации края. Как мы помним, с 1818 г. назначен главным попечителем и председателем комитета о колонистах южного края России
Генерал Инзов Иван Никитич, в « командировку» к которому будет направлен А.С. Пушкин... Нужно отметить, что после победы над Наполеоном в Россию идет поток переселенцев
или беженцев, как в страну победительницу, большая их часть и направляется на юг в Украину.
Для евреев переселение не было делом добровольным и безоблачным. Скудные средства из казны, выделяемые для их обустройства, как положено в России, разворовывались чиновниками. И в дороге и на местах семьям приходилось очень туго. Многие пытались вырваться из колоний. Для таких случаев к мужскому населению применялась принудительная
отправка в рекруты (солдаты) или в Сибирь.
К концу 19 века в Херсонской губернии было 22 еврейских сельхозколонии, примерно 19,5 тыс. населения, надельной земли 44 тыс. десятин. В 17 колониях Екатеринославской губернии было примерно 5 тыс. человек, . Всех хозяйств было 749. Всего екатеринославские колонисты-евреи обрабатывают 17230 десятин своей надельной земли и 13,5 тыс. десятин арендуемых земель. В Подольской губернии 14 поселений, 9,5 тыс. человек и примерно 8,5 тыс десятин земли. В Бессарабии - 17 сельхозпоселений и 11 тыс. человек (в середине 19 века).
В начале 20-го века образование еврейских сельхозколоний и миграция евреев в южные области Украины продолжилась.
Февральская революция 1917 года отменила черту оседлости для евреев. А решения советского правительства в этой сфере стимулировали переход евреев от городского к крестьянскому труду. Общее положение еврейского населения после революции и Гражданской войны резко ухудшилось.
К 1930 году на территории Одесской, будущей Николаевской, Кировоградской, Запорожкской и Днепропетровской областей существовало 22 еврейских национальных сельских совета (примерно 34 тыс. населения), и 3 еврейских национальных района – Калининдорфский, Сталиндорфский и Новозлатопольский. В Первомайском округе Одесской области было 4 еврейских национальных сельских совета – Головановский (Голованиевск), Хащуватский - село Хащуватое
Хащуватовского сельсовета Гайворонского района Кировоградской области, Саранский и Кривоозерский.
На основе еврейских сельхозпоселений в указанных районах действовало 158 колхозов, из них в Одесском регионе (Одесская, Николаевская и Херсонская области) – 41 еврейский колхоз. Последние две цифры даны по отчетам
«Агро-Джоинт» от 1936 года. Корпорация «Агро-Джоинт» между «Джоинт» - крупнейшей еврейской благотворительной организацией (штабквартира в Нью-Йорке) и советским правительством была создана в 1924 году, подробнее смотри здесь:
http://qps.ru/370zc
http://qps.ru/hMkGE
В 1928 г. в Первомайском округе созданы следующие еврейские колхозы: «Сельтруд», «Солнце», «Солидарность»; «им. Воровского» — в Кривоозерском районе; «Надежда», «Пробуждение», «Красный Октябрь» — в Доманевском районе.

0

18

Про раби Нахмана из Браслава, Бен Гуриона и Богополь.
Семейная история.

Сразу оговорюсь (для нетерпеливых и не внимательных), раби Нахман из Браслава не бывал в Богополе (наверняка), Бен Гурион - точно не был в Богополе, но одна семейная история связала эти три имени вместе... Узнать каким образом все это получилось можно благодаря доброй воле и таланту Эли Бар-Яалом, прочитав его рассказ "Красавица и два Давида"
в его блоге:
http://qps.ru/fdR3i

0

19

Уже упоминал про памятник еврейской культуры, чудом сохранившийся у нас в Богополе, это полуразрушенный в буквальном смысле домик на Советской №7. На интернеткарте его уже нет.
Примечателен он тем, что построен в точности по канонам штетла (еврейского городского квартала). Торцом к главной улице, без палисадника, с прямым входом с этй  улицы и с подвалом под весь дом. Наш домик имеет заложенный выход из подвала прямо на улицу. А рядом с этим домиком теперь павильон, а дальше известное питейное заведение. Недавно под павильончиком
начали ремонт подвального помещения. Это подвал следующего (соседнего) дома, давно разрушенного...Этот подвал имеет сводчатое перекрытие, поэтому дом разрушился, а подвал остался цел и лет ему больше сотни гораздо. Имелось два выхода, Один узкий на улицу, второй широкий с пологой лесницей во двор. Это подвал продуктового магазинчика, вероятно. Теперь будет перепрофилирован под бар. На улице в соседнем квартале есть ще подвал. А раньше они были почти под каждым домом штетла. В них располагались не только продовольственные склады, но и хранилища маленьких частных производств и лавок, находившихся в доме сверху.
http://s2.uploads.ru/t/C3pxU.jpg
http://s2.uploads.ru/t/su6zS.jpg
http://s3.uploads.ru/t/L2KCk.jpg
http://s2.uploads.ru/t/ytZdT.jpg
http://s2.uploads.ru/t/7eCAS.jpg
http://s2.uploads.ru/t/Vuzs4.jpg

Отредактировано Крамар (22-04-2013 12:00:43)

0

20

Прямо объявление. В здании синагоги на ул. Киевской, д.25 обрушилась стена и теперь все желающие могут заглянуть (зайти!) внутрь. Отдельная просьба, кто сможет, сфотографируйте и внутренний интерьер и разлом, и общий вид с противоположной стороны улицы.

http://s3.uploads.ru/t/tLxGR.png

Отредактировано Крамар (07-05-2013 11:53:33)

0

21

Тем временем по городу поползли нехорошие слухи: "и разверзлися стены, и вздыбился весь пол и пробилася кровля...", " в здании сокрыты несметные богатства, поэтому пол вскрыли до основания",
"в стенах ее замуровано было видимо-невидимо сокровищ" и т.д. А еще говорят, что осталось дождаться одного хорошего ливня и развалины рухнут сами.
И пару фото с места событий:
http://s2.uploads.ru/t/9xcud.jpg
http://s2.uploads.ru/t/sqI9t.jpg
http://s2.uploads.ru/t/FptRB.jpg
И про сокровища, читай про святыни:
(строители не успели на самокрутки пустить)
http://s2.uploads.ru/t/YCH4p.jpg
http://s2.uploads.ru/t/t1xpl.jpg
http://s3.uploads.ru/t/p7kBy.jpg
http://s3.uploads.ru/t/cpNMl.jpg

Отредактировано Крамар (13-05-2013 12:36:01)

+1

22

Здравствуйте,
я из России пишу, никогда не была в ваших краях. Дедушка родился в Юзефполе, который - как я слышала в детстве - был в 1941 уничтожен, сровнен с землей. Там погибли его родители. Их фамилия Гольденберг. Кто может что-нибудь рассказать мне о Юзефполе... хоть что-нибудь..... ?

0

23

Изначально - с.Людвиновка
затем переименовано в
местечко Юзефполь Подольской губернии, Балтского уезда;
затем
с.Юзефполь Кировоградская обл., Бобрянский р-он
теперь
с.Иосиповка Ольшанского р-на, Кировоградской обл.

Население по переписи 2001 года составляло 627 человек
Почтовый индекс — 26623. Телефонный код — 5250
Местный совет
с.Йосипівка, вул.Шевченка,51, тел. 93-3-91

http://i081.radikal.ru/1305/6f/4c9c076a8254.jpg

http://s002.radikal.ru/i199/1305/f2/93a125c45085.jpg

http://s019.radikal.ru/i622/1305/8f/cba337d7b10f.jpg

Отредактировано Noval (15-05-2013 01:06:40)

0

24

software
Маленькие упоминания о местечке Юзефполь есть в статье Бориса Либкинда о Саре Погреб:
http://zamok.druzya.org/index.php?showt … amp;st=470
Еще в Воспоминаниях ветерана. Ткач Михаил Абрамович:
http://uprava.maryno.net/Istoriy_voyni_90.htm
Или в воспоминаниях Давида Кацмана:
http://www.proza.ru/2009/05/12/911
Он, кстати, касается неисследованной темы, почему план Елисаветградской и нашей Ольвиопольской (Орлик) крепостей был шестиугольный...
Здесь координаты еврейской общины Кировограда по административному подчинению сегодня:
http://spravka.ua/contact202946.html
Через сервисы соцсетей можно найти сегодняшних жтелей села.
Не забывайте своих предков.

0

25

Спасибо огромное, Noval и Крамар. Извините за позднюю благодарность, дело в том, что случилось ЧП - потеряла трудовую книжку, было ни до чего другого. (теперь нашла, ура.)
Noval, спасибо за карты. Они навели на мысль обратиться на форум Балты.
Крамар, спасибо большое за кировоградскую общину, туда тоже обязательно напишу.
А вообще-то я действительно считала, что Юзефполя больше нет, совсем нет. Оказывается, есть Иосиповка. Появилось желание съездить туда, хоть и живут там теперь другие люди.

Отредактировано software (21-05-2013 22:53:53)

0

26

Всем добрый день!
Не знаю, сюда я обращаюсь или нет...
Меня зовут Феликс. Я бывший одессит. Но почти все свое детство провел в Первомайске.
Хотел бы попросить помощь в поиске могил моих дедушки с бабушкой,
захороненных на еврейском кладбище на Богополье -
Шейнкерман Лев Исаакович и
Уманская Эсфирь Израилевна.
Буду очень благодарен за любую информацию или фотографии.
Заранее спасибо!
Феликс

0

27

Дорогой fix007, Вы обратились по адресу, конечно специально поехать и найти среди тысяч могил Ваших родственников это нужно поискать кто возьмется. Но город именно наш. К Вам просьба уточните даты (годы) смерти хоть примерно, иначе найти будет крайне трудно.

0

28

Крамар, это действующее кладбище? А разве на кладбище не ведется учет захоронений?

0

29

Крамар написал(а):

Дорогой fix007, Вы обратились по адресу, конечно специально поехать и найти среди тысяч могил Ваших родственников это нужно поискать кто возьмется. Но город именно наш. К Вам просьба уточните даты (годы) смерти хоть примерно, иначе найти будет крайне трудно.


Спасибо Вам огромное за ответ!
Шейнкерман Лев Исаакович умер 20.02.1967
Уманская Эсфирь Израилевна умерла 18.06.1962

Еще раз спасибо!

0

30

Уважаемый Крамар,
Извините, хотел спросить, есть ли какие-то новости,
насчет моей просьбы?
С Уважением,
Феликс

0


Вы здесь » Форум Первомайска Николаевской обл. » История Первомайска » История евреев Первомайска (Богополь, Голта и Ольвиополь)