Форум Первомайска Николаевской обл.

Объявление

влажность:

давление:

ветер:

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум Первомайска Николаевской обл. » История Первомайска » Некрополи (кладбища) Первомайска и окрестных сел


Некрополи (кладбища) Первомайска и окрестных сел

Сообщений 1 страница 30 из 83

1

На этом же кладбище есть отдельные могилы воинам, павшим в 1944г.
Пацанами , бегали по кладбищу, в казаков-разбойников играли.
Сидя в засаде, было время и надгробные надписи почитать.
А на Богополе, у старого польского кладбища, памятник неизвестным воинам погибшим в 1941 году.

0

2

Noval
Затронули тему кладбищ, возможно, кто-нибудь возьмется ее потянуть отдельно. Положения про землю кладбищ, опять же, если там могилы воинов. Сколько их было в городе Первомайске, где, какие. Например православное кладбище (старое) на Богополе по правую руку по ул. Демченко, уже все под частным сектором (со слов жителей). Опять же история с могилой Зарницкой в Голте...

0

3

Крамар

православное кладбище (старое) на Богополе по правую руку по ул. Демченко, уже все под частным сектором


По левую руку находится старое православное кладбище.
Под правую - жилой сектор на костях католиков.

0

4

Noval
Спасибо за уточнение, действительно, сохранились остатки могил на православном.

0

5

Кладбище закрытое в 1948 году на Ольвиополе. За несколькими могилами ухаживают до сих пор.
Удивляет традиция делать отверствия в крестах

http://uploads.ru/t/D/k/t/DktjH.jpg

http://uploads.ru/t/L/C/4/LC4DY.jpg

http://uploads.ru/t/T/Q/t/TQtpI.jpg

http://uploads.ru/t/y/G/R/yGRTu.jpg

0

6

Заброшенное еврейское кладбище в Конецполе

http://uploads.ru/t/f/Y/M/fYMzU.jpg

http://uploads.ru/t/J/v/a/Jvawi.jpg

http://uploads.ru/t/X/Z/b/XZbLT.jpg

http://uploads.ru/t/K/z/t/KztHI.jpg

http://uploads.ru/t/7/r/y/7ryKG.jpg

+1

7

Получается, что нужно открыть новую тему Кладбища Первомайска и окрестных сел. Про еврейское в Конецполе не знал, а про казацкое слышал, якобы еще лет 15 назад прямо среди села было несколько вросших в землю крестов (плашмя) резных
в особой манере из песчаника. Кресты как в Ольвиополе, по рассказам были на старом кладбище в Мигее. На Схеме Переправы в Голте 1865 ? года (публиковалась на форуме), показано старое кладбище, примерно за заправкой на углу Шмидта и Одесской, предположительно рядом могло быть и мусульманское кладбище. Обязательно требует уточнения
кладбище немецкое времен оккупации. Кто возьмется за тему?

0

8

Крамар написал(а):

кладбище немецкое времен оккупации. Кто возьмется за тему?

О существовании немецких кладбищ я не знаю. Хотя краем уха слышал, в советское время, когда в районе Вознесенского поворота где то возле двухэтажек, связисты копали траншею наткнулись на гробы с немецкими летчиками. Понятно что по тихому все ликвидировали, траншея была важнее.

0

9

Viktor
Про немецкое кладбище (румынское, итальянское) времен оккупации, они несомненно были, возможно, по аналогии,  в самом центре, ибо солдаты. Важно, что это по времени самые близкие организованные захоронения и уже заброшенные.
Тему предлагаю про все известные кладбища.

0

10

Если в городе был госпиталь, то и кладбище следует искать неподалеку.

0

11

Некоторое время, госпиталь был во дворце пионеров. Было ли это при немцах не знаю.

0

12

Тема кладбищ.... Часто бываю на Западной Украине. Что удивляет, места  исторически сложные, но кладбища в почете и все и польские, и австрийские, и свои, а главное советские все обслуживаются на должном уровне. Может хватит бороться? может займемся делом? Ведь KRAMER и NOVAL это так мало....

0

13

В преддверии поминальных дней предлагаю начать собирать сведения о всех наших городских кладбищах и ближайших сельских. Сюда также можно писать про статьи Законов о статусе земли под кладбищами, законов украинских и Евросоюза.
И о традиции в тех странах, которым принадлежали некогда части нашего города. Например, в Российском империи было принято хоронить покойников отдельно по конфессиям, итого в Богополе уже три отдельных кладбища. Тоже в Конецполе.
В Мигее - локализация греческого поселения и примерное место кладбища (традиции расположения оного в полисах были строгие). Например в Белгород-Днестровском расположение еврейского кладбища не менялось уже более 1500 лет,
на выезде по одной из главных дорог.., примерно в 10-12 кварталах от центра.
Но начнем конечно с обозримого прошлого. Пока нам хватит и этого. Иудейское кладбище Богополя насчитывает более 300
летнюю историю. Это единственное дореволюционное кладбище, сохранившееся в своих границах до наших дней. Остальные
городские кладбища 19 века уже превращены в заброшенные пустыри, места для удобного скопления строительного и бытового мусора, а часть уже благополучно застраивается (надо бы поскорее съездить в уезд, узнать почем нынче-то мертвые души, - подумала Коробочка...).
Указывалось на традицию в крестах из песчаника в центре пропиливать круглое отверстие. Предполагаю два варианта ответа:
для технического удобства в логистике (они доставлялись из районов в верховьях Буга, ближе песчаник был на юге, но не всегда была открытая торговля. Для сохранности гроздь крестов соединяли цепью и замыкали, как бублики, они ведь имели не малую цену всегда. И второе объяснение отверстие делалось для свободного движения тонких материй, на востоке юя,
по нашему дух.

Итак мне известно самое давнее упоминание расположения кладбища в Голте на карте-схеме  Проект Укрепления переправы ч\з реку Буг середины 19 века. Указано квадратиком примерно в районе за заправкой на Одесской или самой заправки, рядом с оврагом, на приведенной ниже схеме - помечено синим цветом, линия оврага будущей Одесской - коричневым.http://uploads.ru/t/v/K/S/vKSpQ.jpg

Отредактировано Крамар (16-04-2012 08:10:03)

0

14

В шестидесятых годах рассказывали, я это помню а моя мама нет, что кладбище на Богополе ,  видимо самое старое, было в районе улицы Пархоменко, пересечение улиц 13 партсьезда и Каховской. Понятно что это не достоверная информация, но как рабочая версия подойдет. Интересно локализовать место переправы и карантинной заставы на Богополе, ведь это места самой старой застройки над Синюхой.

0

15

Viktor
Самый старый доступный источник- немецкое фото с воздуха 41 года. Оно к сожалению заканчивается впритык до Каховской ул., но старое кладбище на Демченко показано уже как пустырь и это понятно, оно слишком малое и уже давно в черте застройки. Следовательно там не хоронили давно. Значит должно было быть другое место - новое 19 века кладбище для православных.
Локализовать переправу иначе как по линии Земского моста пока не могу.

0

16

http://uploads.ru/t/4/Q/7/4Q7Kg.jpg
Есть ли у форумчан пояснения к обозначениям карты Херсонской губернии 1868г.?
Пометил (красным) графические метки в виде конвертика с надписью "Кл".
Может это обозначение локализации кладбищ, а может и нечто другое.

0

17

Как писал ранее, при рытье котлована, под ближайший к общежитию швейной фабрики девятиэтажный дом, были вскрыты захоронения.
Я видел 8-10 скелетов, в отвесных стенах ямы котлована.
С вероятностью, 99% , это было старинное кладбище, т.к. до котлована, на этом месте стояли одноэтажные постройки.
Кто там был похоронен?
Или это были почившие татарского поселения Olta, или более древние погребения?

Почему захоронения древние, спросите Вы?
Прежде чем строить котлован,строители снесли старые еврейские домики, явно дореволюционной постройки.
***
Некогда было кладбище.
Затем, по прошествии времени, оно сравнялось с окружающим ландшафтом.
А уж потом, на этом месте, после третьего раздела Речи Посполитой, обосновались евреи.

(В 1762 г. Екатерина Великая запретила евреям проживать на всей территории России. Десять лет спустя в России было больше евреев, чем во всей Европе. После трех разделов Польши (1772, 1793, 1795) на территории России оказалось около 900.000 евреев).

http://uploads.ru/t/8/S/g/8SgC1.png

Сагай-Герай в переписке с Литвой писал в 1547 г.:

„врочища ... по Богу по реце и по Синей воде: Яркгумаклы и Янъ кгилунгу“ всегда принадлежали Крыму, „знаки того же предъ се моего Саинъ Цара Еэюбекъ чаанъ бекъ цара кочовища были, якожъ они и до сихъ часовъ у тых кешеняхъ естъ похованы и теперь тые кешени стоять“.

Отредактировано Noval (16-04-2012 14:09:37)

0

18

Интересно есть ли уместных властей привести старые кладбища к божескому виду. Хотя бы скосить траву и срезать дикие заросли?
Кладбище на Одессокй не такое уж и старое но ему наверное уготованас судьба кладбищ на лейтенанта Шмидта, еврейского на Богополе и Ольвиопольских кладбищ. Унас нет будущего пока нет прошлого.

0

19

В книге приходы Подольской губернии читал о Покроыской церкки на Богополе. и истории сего прихода. Так вот описывается что приход на Богополе и кладбище были в том месте которое позже "обжили евреи", ближе к центру Богополя (в районе нынешнего автовокзала предполагаю). при строительстве евреями домов было выкопано много скелетов.

0

20

Noval написал(а):

Есть ли у форумчан пояснения к обозначениям карты Херсонской губернии 1868г.?


Я вот нашел, по второй ссылке есть похожий вариант, правда для одноверстных военно-топографических карт
http://metalloiskateli-info.ru/starinny … nacheniya/
http://metalloiskateli-info.ru/wp-conte … naki-9.jpg

0

21

Noval
Указанное Вами место не вписывается в христианскую (европейскую) городскую традицию организации кладбищ. Близко от центра и слишком близко от воды, тем более с нашими паводками.
И про евреев, им разрешили селиться в Голте через много лет после третьего раздела Польши, смотри пояснения к черте оседлости. Голта не входила в список губерний, где евреям разрешалось проживать. Кроме того до середины 19 века она была военным поселением (особый запрет на проживание евреев), после реформ в 1865 году некоторым особо ценным группам ремесленникам, занятым «обработкой вещей, требующей известной степени знания или искусства» разрешено селиться повсеместно. А 3 мая 1882 г. были введены «Временные правила» (Александр III), согласно которым евреям по всей территории империи было запрещено вновь селиться в селах и деревнях, причем это ограничение распространялось и на те категории еврейского населения, которым ранее было разрешено проживание на всей территории России (на вышедших в отставку нижних чинов, купцов первой гильдии, ремесленников). Голта на то время село. Также смотри классику еврейской литературы "Сто один" Шалом-Алейхема. Таким образом поселение евреев в Голте в 19 веке было крайне ограниченным... О чем свидетельствует и кладбище возле 1 школы,
маленькое и могилы в основном уже 20 века.
Spiderman
Про Богопольский приход. По тем же канонам городского строительства православная церковь строилась в центре
поселения, за некоторым исключением (скит, кладбищенская и пр.). А кладбище наоборот организовывалось всегда на
выезде из поселения, на возвышении. Таким образом кладбище в районе церкви (прихода) на Богополе конечно могло быть, но это было прежнее (польское или другое, но не православное) и уже совсем забытое. И заселение района этого забытого совсем кладбища православным приходом дело местных властей.
Теперь про евреев Богополя, они проживали там еще со времен Польши. Всегда компактно. После перехода к России,
любое городское расселение иудеев на территорию православного прихода, крайне маловероятно, но если и происходило, то только с согласия властей, ибо землю под дом нужно было купить официально...
Поэтому информация про "еврейские жилища на костях православных" из синодального издания про приходы 1901 года издания (преддверие погромов 1903-5 годов), не что иное как откровенная провокация. Всегда следуйте совету проф. Преображенского, не читайте до обеда советских газет.
Viktor
Обозначение на карте Кл. и "конвертик" действительно относится к кладбищам. Соответственно в Конецполе над Кодымой
было таковое. Вероятно католическое.

0

22

Крамар

Указанное Вами место не вписывается в христианскую (европейскую) городскую традицию организации кладбищ. Близко от центра и слишком близко от воды, тем более с нашими паводками.

Та то я сам шкилетив прыкопав!

Близко от центра

Близко от современного центра!
1)По теории местных краеведов,первые застройки на Олте находилось в районе стадиона;

2)Скелеты же были обнаружены за магазином "Макс", что напротив милиции;

Кладбище всегда находится на окраине поселения.
По любой традиции.
Взгляните на погосты подле любого села.
Крайние хаты упираются в забор кладбища.
Вполне вероятно, что в тот исторический период, это место и было окраиной Олты.
Посмотрите на карту 1828г.
Жилых построек крайне мало.
А я веду речь о более древнем периоде истории наших поселений.
Тогда хат было еще меньше.
Надеюсь, с этим доводом Вы спорить не станете.

http://uploads.ru/t/H/z/Z/HzZ2E.jpg

слишком близко от воды

Парк расположен в низине, у реки.
Девятиэтажки, о которых упоминал выше, стоят на возвышенности.
Станьте у нижних ступеней парка и взгляните вверх, на окончание лестницы.
Разница в уровне над рекой очевидна.

тем более с нашими паводками.

Такими паводками, что аж до конца пятидесятых годов двадцатого века, на территории парка Петровского, у самой кромки воды,стояли жилые строения.
далеко ходить не надо.
Сходите в парк и посмотрите на Богопольские дома над самой рекой.

3)После третьего раздела Речи Посполитой (24 октября 1795 года) и побед Миниха над Турецкой Портой , наши поселки перестали быть пограничными, т.к. ни турецкими, ни польскими солдатами здесь уже не пахло.

4)Поселение находилось на мусульманских, но не на христианских землях!

5) Не исключаю, что скелеты были локализованы не на кладбище, а на поле брани...
Хотя , судя по расположению костей, лежали они прямо, т.е. были погребены.

Таким образом поселение евреев в Голте в 19 веке было крайне ограниченным... О чем свидетельствует и кладбище возле 1 школы,

Настолько ограниченным, что вся центральная часть города оказалась исключительно под еврейскими жилыми застройками.

Отредактировано Noval (17-04-2012 20:44:11)

0

23

Крамар написал(а):

Noval
Указанное Вами место не вписывается в христианскую (европейскую) городскую традицию организации кладбищ. Близко от центра и слишком близко от воды, тем более с нашими паводками.
И про евреев, им разрешили селиться в Голте через много лет после третьего раздела Польши, смотри пояснения к черте оседлости. Голта не входила в список губерний, где евреям разрешалось проживать. Кроме того до середины 19 века она была военным поселением (особый запрет на проживание евреев), после реформ в 1865 году некоторым особо ценным группам ремесленникам, занятым «обработкой вещей, требующей известной степени знания или искусства» разрешено селиться повсеместно. А 3 мая 1882 г. были введены «Временные правила» (Александр III), согласно которым евреям по всей территории империи было запрещено вновь селиться в селах и деревнях, причем это ограничение распространялось и на те категории еврейского населения, которым ранее было разрешено проживание на всей территории России (на вышедших в отставку нижних чинов, купцов первой гильдии, ремесленников). Голта на то время село. Также смотри классику еврейской литературы "Сто один" Шалом-Алейхема. Таким образом поселение евреев в Голте в 19 веке было крайне ограниченным... О чем свидетельствует и кладбище возле 1 школы,
маленькое и могилы в основном уже 20 века.
Spiderman
Про Богопольский приход. По тем же канонам городского строительства православная церковь строилась в центре
поселения, за некоторым исключением (скит, кладбищенская и пр.). А кладбище наоборот организовывалось всегда на
выезде из поселения, на возвышении. Таким образом кладбище в районе церкви (прихода) на Богополе конечно могло быть, но это было прежнее (польское или другое, но не православное) и уже совсем забытое. И заселение района этого забытого совсем кладбища православным приходом дело местных властей.
Теперь про евреев Богополя, они проживали там еще со времен Польши. Всегда компактно. После перехода к России,
любое городское расселение иудеев на территорию православного прихода, крайне маловероятно, но если и происходило, то только с согласия властей, ибо землю под дом нужно было купить официально...
Поэтому информация про "еврейские жилища на костях православных" из синодального издания про приходы 1901 года издания (преддверие погромов 1903-5 годов), не что иное как откровенная провокация. Всегда следуйте совету проф. Преображенского, не читайте до обеда советских газет.
Viktor
Обозначение на карте Кл. и "конвертик" действительно относится к кладбищам. Соответственно в Конецполе над Кодымой
было таковое. Вероятно католическое.

++++++
Речь не о начале 20 века в книге о приходахъ Подольсокй губернии, а о формировании православного прихода в Богополе в конце 18 века и истории строительства Покровской церкви.

0

24

Noval
Последний пост Ваш. Я высказал всего лишь предположение с сомнением по поводу кладбища в указанном р-не.
Ваши доводы очень путаны, в частности про поселение "на стадионе"...
Про иудеев в другом месте, благо тема открыта.

0

25

Кладбище по улице Софьи Перовской - не самое старое на Ольвиополе. Первые захоронения на нём были произведены уже в XIX веке. Гораздо более раннее кладбище - над оврагом, в конце улицы Петровского (где была городская инфекционная больница). Там сейчас частично пустырь, а частично жилые постройки.

0

26

Мольфар
C 19 веком Вы слегка погорячились, интересно, откуда Ваша информация. А про захоронения в конце ул. Петровского спасибо.
Есть ли там надгробия или еще что? И опять же это был городской некрополь, когда, что? Кстати, предлагаю в названии темы заменить кладбища на некрополи, моя же ошибка, не литературно.

0

27

Исхожу из того, что по дате захоронений, начало находится ближе к улице Петровского, а более поздние могилы - ближе к переулку Коллонтай. В ранней части неплохо сохранились фрагменты надгробий семьи Дорошенко (отец и сын), вот из этих дат и делаю выводы. Ведь не могли начинать с центра кладбища, а затем разходиться в разные стороны. Хаотичное захоронение или могилы во второй ряд, как нынче на кладбище по Вознесенской, тоже исключаются: всё-таки и порядок в ведении захоронений тогда был, да и религиозность населения не позволила бы такого беспредела. Конечно, возможно обеспеченные семьи резервировали для себя участки, а семья Дорошенко, видимо, была довольно обеспеченной. Но тогда почему не сохранились хотя бы фрогменты более ранних надгробий? Кресты же из пещаника  - это вроде нынешних памятников из крошки, для менее обеспеченных слоёв населения. Поэтому говорить, что они более ранние не приходится.

0

28

Мольфар
Логика есть. Но есть еще и тип крестов, характерный для конца 17 начала 18 веков. Есть традиция, в те времена поселение было очень малым и площадь некрополя заполнялась медленно. И последнее - надписи, среди которых 17** встречается не раз.
По всем признакам канон расположения в кварталах городка, тип крестов и даты - это самое ранний православный некрополь
в Ольвиополе.
А что про конец ул. Петровского?

0

29

По захоронениям на Петровского информации минимум. Старики вспоминают, что раньше здесь было кладбище. Мне лично, еще пацаном, делая пещеры в склоне оврага, приходилось трижды наталкиваться на гробы. Гробы деревянные, крепких пород дерева, толщиной порядка 30 мм. При попытке вскрыть, даже сломалась лопата. К тому же, когда начали строить дома , при рытье котлованов также попадались кости в большом количестве. Естественно, их втихую вывозили вместе с землёй. Один старик упоминал, что будто бы во время войны на територии инфекционной больницы был госпиталь и они тоже хоронили своих умерших здесь. Документаов, подтверждающих это, увы, нет. Зато имею точные сведения, что в апреле-мае 1944 года на кладбище по Перовской производил захоронения умерших военнослужащих эвакоприёмник ЭП-241. Всего в 7 могилах захоронено не менее 14 человек (от 1 до 3 в могиле). Говорю не менее 14, потому что 12 фамилий мной установлены, но нет данных за могилы №2 и № 6.

0

30

Мольфар
Про эвакоприемник очень интересно, где он располагался, если известно, и фамилии тоже.
А "№2" - на Петровского надо бы на карте локализовать, хоть примерно.

0


Вы здесь » Форум Первомайска Николаевской обл. » История Первомайска » Некрополи (кладбища) Первомайска и окрестных сел