Форум Первомайска Николаевской обл.

Объявление

влажность:

давление:

ветер:

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум Первомайска Николаевской обл. » История Первомайска » Малоизвестные страницы истории Первомайска


Малоизвестные страницы истории Первомайска

Сообщений 1 страница 30 из 416

1

Начинаю публикацию материалов по истории Первомайска и окрестностей, собранных для туристического путеводителя. Неизвестные имена, события, неожиданные гипотезы
заставят вас по-новому посмотреть на свой город. Здесь мы будем исследовать, что же отличает наш город, что в нем особенного. Существует мнение, что аура города
способствует раскрытию творческих начал.

Художники

Песке (Пескевич) Иван (Жан) (фр. Jean Misceslas Peske, пол. Jan Mirosław Peske; 27 июля 1870, Голта Каменно-Мостовской волости Ананьевского уезда Херсонськой губернии — 21 марта 1949, Ле-Ман, Франция) — французский живописец, график, импрессионист польского происхождения, родом из Украины.
http://uploads.ru/t/g/d/z/gdzr3.jpg
Родился в селе Голта в семье врача польского происхождения Яна Пескевича. Детство прошло в Голте, на живописных берегах Южного Буга, здесь будущий художник напитывался красотой украинской природы, запоминал жаркую палитру южных красок. Учился в киевской художественной школе. В 1885–1888 годах продолжил учебу в Одесской школе рисования. Здесь Иван нашел себе близких друзей в лице Осипа Браза и Давида Видхопфа – в будущем известных художников, с ними судьба снова сведет его, но уже во Франции. В Одессе Песке изучал архитектуру, занимался в классе рисунка, впервые приобщается к станковой живописи. Молодого художника покорила Одесса, этот европейский и самый космополитический город Российской Империи, его бурная культурная жизнь.
В девятнадцать лет, покинув родительский дом, Иван Пескевич уезжает в Варшаву. Выбор был прост. Здесь у него есть родственники и соответственно поддержка, ведь учиться в российской столице очень дорого. В Варшаве Иван поступает в Школу изящных искусств, в класс рисунка, а по вечерам слушает лекции известного профессора Войцеха Герсона, по настоянию которого через некоторое время переезжает в Париж для продолжения своего художественного образования.
Париж
Приехав в 1889 в Париж, Песке сблизился с Полем Синьяком – одним из основоположников пуантилизма. Позже работал в совместных проектах с художниками группы «Наби». Их стилистическая манера была особенно близка его творчеству.
Занимался в академии Руссо Анри Жюльена (Henri Julien Fеlix Rousseau) под руководством не менее известного художника и графика Жан-Поля Лорана (Jean-Paul Laurens).
С 1891 года входил в круг сотрудников литературно-художественного журнала «La Revue Blanche» (издатели - братья Александр, Таде и Луиз-Альфред Натансон).
Был близко знаком с французским художником - постимпрессионистом Анри Тулуз-Лотреком (Henry de Toulouse Lautrec Monfa), а так же с Полем Серюзье (Paul Sеrusier), Морисом Дени (Maurice Denis), Полем Синьяком (Paul Signac) и Пьером Боннаром (Pierre Bonnard), входившими в группу французских художников - приверженцев модерна и символизма «Наби» («Nabis»). Художники этого направления искали вдохновение в античных мифах, одухотворяли природные мотивы.
Жан Песке учился искусству офорта у французского живописца Камиля Писсаро (Jacob Camille Pissarro), последовательного сторонника импрессионизма. Под влиянием П. Синьяка упражнялся в пуантилизме, в основе которого лежит особая техника письма раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы; характеризуется отказом от физического смешения красок, ради оптического.

В 1905 Песке поселяется рядом с Барбизоном, пишет этюды в лесах Фонтенбло. На Осеннем салоне покажет свои новые работы, в которых раскроет талант колориста. На этом салоне он будет выставляться регулярно до конца своих дней.
Выставлялся в салонах: Осеннем, Независимых, Тюильри, Национального общества изящных искусств, участвовал в групповых выставках во Франции.
В 1907 г. состоялась большая выставка его произведений совместно с Анри Матиссом в известной галерее Бернхейм-Жён на бульваре Мадлен, где Песке представил натюрморты и цветочные композиции, поражающие ярким колоритом.
В 1914 г. государство покупает большое полотно «Сбор каштанов», показанное в галерее Бернхейм-Жён. Войну вместе с семьей встретит в Борме.
В 1918 г. возвращается с семьей в Париж. Выставляет натюрморты, вдохновленные югом Франции, в галерее Нюн и Фике на проспекте Малакофф. Государство покупает два произведения: цветочный натюрморт «Анемоны», исполненный маслом, и рисунок тушью «Сена в Мелёне».
В 1921 г. получает французское гражданство.
В 1923 г. с успехом проходит выставка его картин в Нью-Йорке, в галерее Дюран-Рюэля на Пятой авеню. Откроет у себя в мастерской курс рисунка и живописи для молодых художников.
В 1925 показал офорты в павильоне "Искусство книги" на Международной выставке декоративных искусств в Париже.
В 1928 г. по приглашению богатых заказчиков приезжает в Женеву. Работает в больших парках и садах, окаймляющих Женевское озеро. По заказу Жана Хеннесси создает огромные полотна для его замка в провинции Коньяк.
В 1934 основал в Колльюре, на юге Франции, художественный музей.
Примет участие на Всемирной выставке 1937 года в Париже.
Провел персональные выставки в галереях Дюран-Рюэль (1940) и Сен-Пласид (1948).
Был женат на художнице Е. Лушниковой, приехавшей в Париж учиться скульптуре у Родена (François-Auguste-Renе Rodin). В польских кругах Парижа художник имел много друзей, среди которых были ученый-экспериментатор Мария Кюри (Marie Curie), с которой у него установились дружеские отношения на долгие годы; поэт Гийом Аполлинер (Guillaume Apollinaire), один из наиболее влиятельных деятелей европейского авангарда начала ХХ-го века и др.
Во Франции издано множество исследований творчества Ж. Песке, наиболее полно творчество художника отражено в монографии «Somogy editions d’art. Jean Peske. Paris, 2002».
В конце 1940-х годов Иван Пескевич обосновался в городке Ле-Ман - столице департамента Мен.
В 1947 г. перенесет инсульт. Пытается писать действующей правой рукой и делает последние записи в своих дневниках.
Умер художник 21 марта 1949 г.

Мемориальные выставки:
1950 выставка в рамках салона Независимых
1960 – в галерее International в Нью-Йорке
1972 – в галерее Дюран - Рюэль в Париже
Крупная персональная выставка Ж. Песке (около 80 работ) в 2002-2003 годах совершила путешествие по маршруту Вандея - Сан-Тропе - Колюр.
9-28 сентября 2011 года работы Песке прибыли на его родину.
Киевський Национальный музей русского искусства (ул.Терещенковская, 9) провел выставку «Иван (Жан) Песке. Диалог культур» - произведения мастера, творчество которого стало образцом тесного родства русской, украинской и французской культур. Было представлено около 70 живописных и графических работ мастера, охватывающих различные периоды его творчества.
http://uploads.ru/t/E/N/4/EN4iR.jpg

http://uploads.ru/t/q/h/u/qhuZ1.jpg

http://uploads.ru/t/c/3/L/c3Ljw.jpg

http://uploads.ru/t/J/N/e/JNe8F.jpg

http://uploads.ru/t/r/1/w/r1whO.jpg

Код:
Имя Ивана Песке (1870 – 1949) – одного из представителей Парижской школы – широко известно на Западе, однако практически незнакомо украинской публике. 
«Песке остается среди лучших, среди тех, кто, продолжив импрессионизм, и затем, оставив эту технику, сумел оказать сопротивление экстраживописным вызовам, шел непоколебимо по предназначенному только ему пути. Его творчество – такое, какое есть: крепкое! И этот мастер может находиться рядом с самыми известными». Андре Варно, критик, автор термина "Парижская школа". А вот какой отзыв на творчество Песке оставил легендарный Гийом Аполлинер: «Жан Песке, малоросс, является чудесным художником и французская школа может претендовать на его творчество».
Сегодня работы художника сберегаются в музеях Парижа, Руана, Сен-Тропе и других городов Франции, а также Женевы и Варшавы. Выставлены они и на аукционах.
Любовь к солнечному Провансу и Вандее и удивительная возможность Песке передавать красками «душу» французского юга объясняется просто: этот край южной Франции напоминал Яну его родную Украину. «Боже, как все это напоминает Украину – даже у земли тот самый запах», – пишет он в дневнике. И мы с вами, наблюдая картины художника, можем убедиться, что многие детали выписаны на них в украинской традиции, это и цветовая гамма и цветочные композиции.
Пример творчества Яна Песке подтверждает правило, что лучшие образцы мировой культуры, в частности в живописи, рождаются «на стыке» или на живом контакте разных культур и профессиональных школ. Когда одна дополняет и развивает другую.

Приглашаю всех к обсуждению.
Подробнее материал о художнике:
http://golta-il.livejournal.com/13329.html

Отредактировано Крамар (02-11-2011 08:55:59)

+1

2

Неожиданные встречи

Сегодня многие уже знают об арттерапии. Рисовать, танцевать и музицировать, чтобы облегчить душу
решается все больше людей. Или заполнять свое время увлечением, хобби. И находить новый смысл.
Вот так когда-то поступила и наша землячка. Назовем ее Просто Мария.
Отработав положенное на Сахарном заводе, Мария вышла на пенсию. Дети уже давно выросли,
обзавелись своими семьями и выехали из города. Жили теперь они далеко, ездить к внукам было
дорого... И Мария затосковала. Но длилось это не долго.
Однажды вернувшись с работы, ее муж увидел во дворе необычную картину. Перед самыми воротами
его встречала большая собака из глины! Потом появились фигурки детей, медведь... Так двор
наполнился необычными скульптурами. Выкрашенные в яркие цвета, они привлекали внимание
соседей и прохожих.
- Приедут дети с внуками, им будет веселее, - неизменно говорила хозяйка. И ждала внуков.
Лепила новые и новые работы. Обмазывала цементом, красила и ждала.
Так, задолго до коммерческих бетонных гномов, львов и крокодилов в нашем городе поселились
садовые фигурки из глины.
http://uploads.ru/t/g/b/G/gbGnd.jpghttp://uploads.ru/t/Z/L/H/ZLHPG.jpghttp://uploads.ru/t/B/Q/k/BQkRn.jpghttp://uploads.ru/nas/f1/jA/web/uploads.ru/data/t/z/H/L/zHL6W.jpg

Материал из статьи
Глиняные друзья и боги
http://golta-il.livejournal.com/4830.html

Отредактировано Крамар (30-10-2011 09:20:38)

0

3

В теме про герб Noval  поднял вопрос про старые крепости Первомайска и про Богополь в этом ключе. Отвечаю здесь. Исходя из опыта постройки поселений в древности
можно предположить, что наиболее удобным местом для первого укрепления (поселения с защитой) на месте Первомайска был Богополь. Т.е. мыс между Бугом и Синюхой, которые были естественной природной защитой. Остальное достроили:

Богополь, м. при Буге. Въ окрестностяхъ найдены босфорскія монеты. Въ 4-5 верстахъ отъ м., по дороге въ с. Чаусову Забугскую, на владельческой земле находится громадная земляная насыпь высотою около 15 саж., называемая народомъ Городысько, Городыща. Къ насыпи съ двухъ сторонъ примыкаютъ два вала, длиною около 15 саж. и шириною около 5 саж. Сама насыпь имеетъ форму неправильнаго четырехугольника, длиною въ 15 саж. и шириною въ 10 саж. Входъ съ ю. По средине площади находятся углубленія до 2 саж. глубины и 3-4 саж въ діаметре.
На поляхъ, по направленію къ Бугу, находятся плохо сохранившіеся 5 валовъ, расположенныхъ недалеко другъ отъ друга.
Три окопа, называемые батареи, - одинъ въ черте местечка, среди крестьянскихъ усадебъ, по дороге, идущей въ Балту; второй въ 150 саж. отъ местечка и въ 12 саж. отъ дороги въ Умань; третій въ 185 саж. отъ местечка и въ 6 саж. отъ дороги въ с. Чаусову. Все они на ровномъ месте, формой четырехугольные, вблизи Буга - первый на разстояніи 90 caж., а два другіе въ версте. Первый имеетъ въ длину 6 саж, и ширину 3 саж., второй 7х3 1/2 саж., третій 7 1/2 х 4 саж.
На помещичьей земле 2 кургана, отстоящіе одинъ отъ другого на разстояніи 4 саж. и соединенныхъ низкимъ валомъ. Народъ называетъ эти курганы Близнецами. Въ окрестностяхъ было больше кургановъ, но они совершенно распаханы.

Это цитата из работы Ю.Й. Сицинского, 1901 года. Все перечисленные объекты живы здоровы. Некоторые чуть распаханы, чуть застроены. Но они легко локализуются.
Чье это было городище вопрос открытый, сколь долго существовало тоже не известно. Поскольку упоминаются защитные земляные валы, то можно предположить, что
это следы до монгольских поселений. Там же у Сицинского Ю.Й. находим полосу из двух валов, идущую от Кодымы (с. Бобрик) и до Киевской губернии, под углом примерно 45 градусов. Они защищают значительный участок земли у устья Кодымы и Синюхи. А реки эти служат естественной защитой с юга и востока.
И конечно не менее важным в источнике есть т.н. общая археологическая плотность нашего края.

0

4

Перенес указания с археологической карты Ю.Й.Синицкого на современную карту.
Те поселения, что смог отыскать:

В левом нижнем углу пояснения к обозначениям.
Вторая карта:
Пограничная карта Российском и Турецкой Империи и Польши за 1769 год

В нижнем левом углу, наш край.
Там обозначено уже два населенных пункта.
Орел и второе, в районе Олты.

К 1769 году мы уже имеем удовольствие наблюдать, посредством мелкоскопа :Орлик солидный,хлипкую Олту и Богополь никакой.
Из-за малого количества построек ,мое предположение, Богополь не удостоили чести поместить на карту.

К сожалению, возможности форума не позволяют вставить оригинальный размер карты.

Отредактировано Noval (29-03-2012 18:52:11)

0

5

Пацанята знают больше нас, взрослых.
1)Еще будучи отроком, приятель рассказывал, как лазил с товарищами в подземный ход где-то в районе СШ №12.

2)На ольвиопольской стороне, не доезжая до мельницы, компания ребят, в коей был уже другой мой знакомый, в пещере нашли ржавую саблю.
Пещеру, местные жители,позже, засыпали мусором.
Точное место он помнит.

3)Гор.парк им.Петровского . Парнишка, трамбуя в ямку листья, собранные после субботника, провалился ногой под землю.
Мы разрыли углубление и спустились в каменный подвал, а может и подземный ход...
Дальняя стена была засыпана землей.
Этот подземное сооружение и сейчас есть.
Склоняюсь к мысли, что это был все же подвал, т.к. до наводнения на месте парка находились жилые постройки.

4)При рытье котлована под девятиэтажку, расположенную почти напротив магазина "Орбита",строители разрыли около десятка скелетов.
Пацаны растащили черепа на пепельницы.
Думаю, могилы были древние, судя по приличной глубине захоронения.
Котлован под девятиэтажный дом для меня, мальчика, был огромен.
От дна ямы, кости находились немного выше головы 13-14 летнего пацана.
Да и котлован рыли на месте снесенных старых домиков.

Вот такие воспоминания из детства.

Отредактировано Noval (01-11-2011 22:35:57)

0

6

Noval, про пацанят с конца. п.4 очень характерный рассказ. Полностью подтверждает мою идею. В городе в историческом центре мало что строилось новое и крупное с большим котлованом, а когда строилось, все-таки, не обязательно находки фиксировались, сторители не любят археологов, сроки работ сразу затармозят или совсем закроют. Поэтому пацаны и растащили, удивительно еще, что совсем втихую не вывезли. Значительная часть старого города под частным сектором, там глубоко не копают когда строят, а культурный слой уже значительный. Но если что и находили, то конечно молчат. Комплексного исследования не было в городе (археологического). Вопервых деньги а вовторых официальная концепция истории сразу затрещит по всем швам. А это совсем не нужно. Поэтому и топчимся вокруг этого шанца-манца.
Теперь про следы подземелий.
В таком городке как наш (по аналогии с другими в левобережной Украине) под городом обязательно должна существовать система подземелий. Для укрытия и для эвакуации.
Есть и третье назначение (направление) - для незаметной переправы через границу (под рекой).  Недаром в каждом старом селе на берегу наших рек есть легенда про подземный ход, что казаки прорыли под реку. Потребность незаметно ходить туда и возвращаться не вчера возникла. В крепостях выше по Бугу есть ход длинной более 10 км, он проходит и под речкой. Или, например, в соседней Балте о ходах известно достоверно, своды ходов укреплены кладкой. Провалы постоянно засыпают. Один раз при образовании провала там обнаружили старые престарые металлические формы для выпечки хлеба. Т.е. оборудование для длительной блокады.
Что обязательно должно быть и у нас, это ход для эвакуации из крепости. А крепостей было несколько. Еще одна задача хода в крепости это выход к питьевой воде,
во время осады, к роднику. Подземный осадный колодец.
Поэтому локализуем рассказы на карте.
И важное, детям в диггерах не место! Карта для закрытого пользования.
Теперь про карты и собственно Богополь. То, что его нет на картах имеет причины. Ведь мы смотрим русские карты, а Богополь польский город, приграничный.
Не логично его упоминать...
Но сведения о нем можно найти не только на картах (и не только на ркартах русских), но и в справочниках и в других косвенных источниках.
Википедия:
Богополь - исторический район города Первомайска Николаевской области на Украине. Основан в 1750 году как пограничный таможенный пункт Речи Посполитой на рубеже с Турцией и Российской империей. Находится в междуречье Южного Буга и Синюхи. До 1920 года местечко Балтского уезда Подольской губернии Российской империи с преобладающей численностью еврейского населения. В 1920 году вошло в состав сформированного города Первомайска Николаевской области.

Ссылки
Шолом-Алейхем том четвертый // «Сто один» — Перевод М. Шамбадал. — М.: ГИ художественной литературы, 1960.
Богополь — статья из Российской еврейской энциклопедии
ГОЛТА, ОЛЬВИОПОЛЬ, БОГОПОЛЬ // И. Карпенко, июнь 2006 / сиван 5766 – 6 (170), «ЛЕХАИМ»
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%EE%E3%EE%EF%EE%EB%FC

Российская еврейская энциклопедия:
БОГОПОЛЬ, в составе (с 1919) г. Первомайск Николаевской обл. (Украина). В 16—18 вв. — местечко Брацлавского повета и воеводства, с 1776 — деревня. С 1793 — в составе Рос. империи. В 19 — нач. 20 в. — местечко Балтского у. Подольской губ.В 1776 в Б. проживало 3 еврея, в 1784 — 80, в 1787 — 108, в 1790 — 141, в 1847 — 1399, в 1887 — 40,3%, в 1897 — 5909 евреев.В нач. 20 в. в Б. имелись построенные в сер. 19 в. 7 синагог, кладбище, хевра кадиша (с 1850-х гг.), еврейская больница (с 1899), талмуд-тора (с 1901), частное муж. уч-ще, б-ка (с 1906), хедер (с 1916).21—24 окт. 1905 в Б. произошел еврейский погром. Местечко было разграблено и сожжено. Во время погрома погиб древний свиток Торы; человеческих жертв не было. 19 дек. 1919 в Б. произошел погром, устроенный частями Добровольческой армии; мн. евреев было убито.В Б. род. И.Рафалович, Г.Фингерман.П.С.Вагнер
http://rujen.ru/index.php/Богополь
Есть и другие источники. Еще есть распространенная фамилия Богопольские, но это уже смежная тема.

Отредактировано Крамар (02-11-2011 14:03:52)

0

7

На эти интернет-тексты я внимания не обращаю.
Они перепечатываются,друг у друга, слово в слово.
Даже ошибки одинаковы.
Я предпочитаю выписки из оригинальных, старых документов.
Пример бездумного переписывания текста:

"Для захисту своїх маєтностей Конєцпольський засновує укріплені містечка з фортецями. Більшість з них збудував французький військовий інженер, архітектор, картограф Гійом Левасер де Боплан. На своїх картах він чітко визначив польські кордоні по річках Кодимі та Південному Бугу.
        У своїх спогадах він писав: «Усть-Саврань, або Новий Конєцполь – це останнє поселення поляків з боку Очакова, яке я заклав у 1634 році, а в 1635 збудував тут за наказом Конєцпольського Королівську фортецю, на тому місці, де річка Кодима впадає у Південний Буг. Гадаю, що в цьому місці можливо б звести добрий арсенал проти Турка». Конецпольська фортеця проіснувала більш як 80 років поки не втратила свого стратегічного значення."
источник: http://www.tudoy-sudoy.od.ua/pro-istori … maysk.html

А вот. что пишет сам Боплан:
"Кременчовец — это продолговатый остров...
к северу от названного острова находится на материке место, окруженное глубокими, обрывистыми долинами, очень удобное для постройки здесь замка или укрепления. Устье Саврани или Новый Конецполь , при устье р. Савранки в Буге.
есть последнее поселение, которое имеют поляки со стороны Очакова и основание которому я положил в 1634-1635 годах. Здесь я построил королевскую крепость, и полагаю, что в этом месте возможно устроить прекрасный арсенал против турок."
конец цитаты.
Помните видеосюжеты про историю українських земель, и конкретно о наших поселениях?
Авторы цикла фильмов, не задумываясь, наложили текст со страниц этого сайта.
Таким образом, Новый Конецполь перекочевал на берега р.Кодыма.
По поводу наличия-отсутствия польских документов...
У меня есть польские карты.
Одна из них весьма интересна.
В переводе с польского звучит так: "«Земли Русские» Речи Посполитой в период с 16 на 17 века".
***
У меня все больше складывается мнение, что этимология  нашего Конецполя не связана с фамилией польского магната Станислава Конецпольского.
И вот почему.
На нескольких картах, Конецполь у р.Кодыма обозначен как населенный пункт с названием Koniec  (Конец).
Именно Конецполь-на-Кодыме и Богополь, являлись концом Польши.
А за этим концом, находилось два поля : Очаковске поле и Дике поле.
Многовато Конецполей (ченьстоховский Koniecpol, савранский и наш, кодымский), для столь малой территории.

Конец Поля, или Конец Польских земель.
Обратите внимание на написание Конецполь на польской карте.
Чуть левее верхнего зеленого пятна.
Koniecpole

http://uploads.ru/t/W/D/v/WDvMC.jpg

http://uploads.ru/t/g/R/b/gRbH3.jpg
На этой карте, населенный пункт помечен как Конецьполе.
Граница проходит по реке Кодыма.

***
И еще один довод в поддержку моего предположения.
Странно, что никто этого не заметил.
На русском языке, Новый Конецполь и кодымский Конецполь пишутся одинаково.
Но, обратите внимание.
На украинском языке, пишут Новий Конєцполь, а наш пишут как Кінецьпіль.
Станіслав Конєцпольський.
"Новий Конєцполь — місто при усті р. Саврані, де Боплан збудував замок та мешкав у 1634—1635 рр. Тепер — м. Саврань, районний центр Одеської обл. "
"Кіне́цьпіль — село в Україні, Первомайському районі Миколаївської області.Населення становить 3518 осіб. Орган місцевого самоврядування — Кінецьпільська сільська рада."

Вы что на это выразите, товарищи?

Отредактировано Noval (02-11-2011 20:16:22)

0

8

Наш Конецполь от Конецпольских.  Крепость в нашем тоже была. Ссылки на это есть у Сицинского и в справочнике Брокгауза-Ефрона. В сети есть. Вторая карта сомнительная, новодел в духе учебников, когда автор много курил дешевый табакК. Ничего личного. Прочтение от перехода с польского на украинский и на русский.
Но подход мне нравится, установившиеся догмы могут быть неверны. Важно - где расположен наш Конецполь, на левом берегу Кодымы, т.е. со стороны Польши.
Если бы это был "наш" Конецполь "конец поля" то он должен быть с нашей стороны. Кстати где-то на его месте упоминаются развалины каменных споруд,
наверняка Литовские или более ранние. Найду и дам ссылку-
Мартин Броневський – автор латиномовного "Опису Татарії", відомого з першого видання в Кельні в 1595 р. та наступних передруків.

Саврань р. Савранка р.
пасіка Онисія, де ростуть високі дуби Як не дивно, але саме в цьому районі знаходяться села Тридуби (за 7 км від Бога) та Ониськине (безпосередньо на правому березі Богу) – Кривоозерського району Миколаївської обл.
кам’яний міст і лазня Вітовта на Бозі, також татарські кам’яні руїни – цессенії с.Вітольдів Брід [52] (нині – Брід Первомайського району Миколаївської обл.) на лівому березі Богу. Якраз напроти, на правому березі Богу, знаходиться село Велика Мечетня – можливо, в його назві відбилась пам’ять про згадані руїни.
Кодемам Кодима р. [М.М.]
Дольня Горофосса городище Якісь руїни на території сучасного м.Первомайськ ?
Синявода р. Синюха р. [М.М.]
Пробита або ворота, скелястий острів на Бозі

Сам текст:Ольшанкою и Савранью (откуда степи Савранские получили название) до пасеки какого-то Онисия, незнатного русского, где растут очень высокие дубы. Далее виден на Буге каменный мост и баня, которая, как уверяют, была некогда построена великим и знаменитым полководцем Витолдом, воинственным князем литовским. Там [334] же видны каменные развалины, склепы и гробницы, которые, говорят, принадлежали туркам или татарам и обыкновенно называются цессении, то есть памятники. Кодемам 5, по истолкованию, какого-то Романа, русского, называет это место Дольняя Горофосса, городище, или место каменных развалин, которое сами жители называют притолкою или крепостцою; там вливается в Буг речка Синявода 6. Пробита, или скорее ворота, скалистый остров на Буге 7, защищен природными укреплениями и неприступен потому что оба берега очень возвышены и река омывает их со всех сторон. Остров довольно обширен и населен; наши находят на нем безопасное и верное убежище от Татар и Валахов. В особенности же он служит верною защитою Братиславцам, которые ежегодно по нескольку месяцев занимаются там рыбною ловлею. На этом острове и на других лежащих на Буге, в апреле, мае и июне постоянно находится около двух сот стрелков.
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty … metext.htm

Отредактировано Крамар (03-11-2011 15:10:28)

0

9

Крепость в нашем тоже была.

Ссылки на это есть у Сицинского

в справочнике Брокгауза-Ефрона.

В сети есть.

Многа букафф!
Потрудитесь подкрепить  свои умозаключения ссылками на цитаты из текстов, кои Вам довелось одолеть.

Простите, какие зерна вам удалось отделить от  плевел у Синицкого и Брокгауза с Ефроном?
Наличие развалин в нескольких верстах от нынешнего Богополя?
Развалин чего и каких времен?
Мы говорим про историю 16-18 веков.
Вы же разглагольствуете о золотоордынских руинах.

Тщательней, тщательней искать надобно.
Без ссылок на источники, Ваши мысли,остаются лишь Вашими мыслями.

Если бы это был "наш" Конецполь "конец поля" то он должен быть с нашей стороны.

Под "наш", я подразумеваю Конецполь НЕ ченьстоховский и НЕ савранский, а  НАШ-кодымский.
Какой смысл Вы вложили в слово "наш" - догадываюсь.

Отредактировано Noval (03-11-2011 19:53:37)

+1

10

Noval написал(а):

Простите, какие зерна вам удалось отделить от  плевел у Синицкого и Брокгауза с Ефроном?Наличие развалин в нескольких верстах от нынешнего Богополя?Развалин чего и каких времен?Мы говорим про историю 16-18 веков.Вы же разглагольствуете о золотоордынских руинах.

Действительно, что нам товарищи Брокгауз с Ефроном, авторитеты что ли. О Сицинском и говорить нечего.
Но поисковик с двумя ключами сразу дает результат:

Конецполь, м. при Буге и Кадыме. На высокомъ берегу Буга, на границе помещичьихъ и крестьянскихъ полей, находится 1 большой курганъ и 5 меньшихъ, окружающихъ большой. Одинъ изъ кургановъ былъ раскопанъ крестьянами летъ 15 тому назадъ, но, кроме камней, ничего не найдено. Возле местечка валы и рвы на месте бывшей въ XVII в. крепости.
(Сицинский)

Конецполь-Новый
(иначе Поноровка) — местечко Подольской губернии, Балтского уезда, при реках Буге и Кодыме; в начале XVII в. принадлежало Станиславу Конецпольскому, который, под руководством Боплана, заложил здесь крепость в 1622 г.; крепость часто подвергалась нападениям татар. Жителей 886 (1894), дворов 111. Церковь, еврейский молитвенный дом, водяная мельница.
(Брокгауз с Ефроном)

А крепость в Новом Конецполе (Саврань) заложена в 1634-35 - в донесении у Боплана.
Есть еще и просто Концполь, по отношению к которому, наш кодымский и был некоторое время "Новым", пока не построили савранский...

Про каменные развалины нигде нет точных данных, что это монгольское творение, они упоминаются в том же ряду, что и развалины Витольда... Даже в нашей богатой на камень местности, за 100 лет что угодно разнесут на камень. Поэтому в 16 веке развалинами легко могли уже быть строения литовские. И термин Дольная Горофоса тоже никак не монгольский.

Статьи в польском словаре про Богополь:

http://uploads.ru/t/b/m/x/bmxyU.png

Дам свободный перевод статьи про Конецполь из того же словаря (у файла не тот формат):
Конецполь Новый, у слияния Кодымы и Буга, между Богополем и Кривым Озером, имеет 1074 жителя, 1062 десятин земли, церковь св. Димитрия, 610 парафиян, 89 десятин земли, синагога, школа сельская, мельниц торговых ? 26, ремесленников - 16. Станислав Конецпольский, каштелян Краковский имеет тут благоустроенное имение, построил это местечко, и по его
воле инженер Боплан укрепил его крепостью в 1634 году. Старый гетьман часто тут жил. Со злостью смотрели турки на это укрепление и часто насылали татар для уничтожения. Поселение позже перешло Любомирским, потом Жалайским и наконец
Собаньским. Земли вместе с Кумарами 7000 десятин. Издалека над валами у Буга был виден большой щит из теса с надписью "Конец Польски". Еще был там костел иезуитов.

Отредактировано Крамар (04-11-2011 18:37:03)

+1

11

Это же другое дело.
Очень ценная информация.
Спасибо за Ваши труды!
Уважаемый  Крамар, согласитесь ли Вы теперь с моим предположением о происхождении названия поселения Кінецьпіль как "конце Польши"?

http://uploads.ru/t/T/J/L/TJLF2.jpg

http://uploads.ru/t/C/U/d/CUd5m.jpg

Накопал еще, совсем немножко информации:
Михал Сокольницкий
"О способах избавления Европы
от влияния России, а благодаря этому — и от влияния Англии"

Обзор готовых к активным действиям сил, которые может выставить Польша как в целом, так и исключительно от своих границ, рассматриваемых в сугубо военном аспекте.
"Следует также обратить внимание на Браслав  и Богополь (Bohopol) на Бохе . Эта река, зажатая между крутыми берегами, представляющими собой рухляковые известняковые отложения , служащие подушкой для черноземных почв, орошает плодородные равнины Подолии и Украины, по существу являясь естественной границей между ними. Указанные промежуточные населенные пункты, имея между собой налаженное сообщение по днепровской и днестровской линиям, имели бы чрезвычайно важное значение."
Бох (Бог) — это название автор употребляет для обозначения реки Южный Буг.
ссылка: http://sklaviny.ru/biograf/bio_s/sokolnicky.php

****
"Натурально, в каждом обхождении главная хворма - вченость.
Потому ежели человек вченый, так ему уже свет переменяется.
Потому что это же Человек!

А тот, который он, это он, он тоже человек, невчёный, но... зачем же?!
Это ж ведь очень и очень!
Да!
Да!
Но нет!"

http://uploads.ru/t/q/C/S/qCSex.png

http://uploads.ru/t/y/L/9/yL9Hc.png

Отредактировано Noval (05-11-2011 14:56:17)

0

12

Статья из польского словаря про Ягорлык - к нашему региону не относится. Ошибка. Татарский Кайнард (Kajnard -- Kaynard)- находился на самой северо-западной границе Ногайской области , на берегу Днестра, при подходе северной границы по линии Кодымы. Там же и поселение Ягорлык. На карте, изданной в конце 18 века, есть и наша Голта, под названием Oldeva или Oloteva, первое вероятнее.
http://uploads.ru/t/P/B/F/PBFLl.jpg

Про конец Польски в названии Конецполя согласен, но коллизия с фамилией его основателя, каштеляна краковского, Станислава Коецпольского получается... Как ни крути, а Польски конец.

Отредактировано Крамар (05-11-2011 15:30:38)

0

13

Дайте, пожалуйста, ссылку на полную карту.

0

14

Область Едисан.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%C5%E4%E8%F1%E0%ED

0

15

Ф. О. Петрунь
Степове Побужжя в господарськім та військовім укладі Українського пограниччя
Замітки до Бронєвського та Боплана

"В районі Витовтового мосту вперше з являються рештки будівельних споруджень, утворених мешканцями степів. Далі Бронєвський змальовує більш докладно аналогічні об’єкти (за першою Чорталою) – там ми і дамо необхідний коментарій та доповнення. Скажемо тут, що в безпосередній близкості від села Вітутової або Витовтового броду на правім допливі Бугу (з пізнішою назвою Секретарки) міститься село Велика Мечетна: назва ця переховує пам’ять про колишнє існування тут будівель татарського походження. Бронєвський знає ще якісь рештки споруджень в районі злиття з Бугом його допливів Кодими та Синюхи. „Codemam“ пише він (вид. 1595 p., стор. 1), „Romani cujuspiam Rusci idiomate Dolniam Horofossam Horodisse vel territorium ruincrum lapideum, quod illi Pritolce seu propugnaculum nominant, ac ibi Sinavoda quasi Caeruleus fluvius vulgo ita dictus, Bogum infiuit“. Боплан на своїй мапі зазначає горяний характер правого (південного) берегу Кодими. Городище, що його згадує Бронєвський знаходилось мабуть у районі сучасної Голти, відомої з першої половини XVIII століття.

З Кодимським городищем треба порівняти замок Codimia, що його зазначено на всіх мапах, які знаходяться під впливом мапографічних творів Б. Ваповського (див. мою статтю: „К вопросу об источниках Большого Чертежа“. Журн. Научно-Иссл. Каф. Одесса. T. I, № 7) — але „Codimia solitudo vastissima“, а також замок тієї назви на цих мапах локалізується на лівім березі Бугу, та ще і вище устя р. Савранки (замісць правого). Сарнєцький, як зазначалося вище, знає річку Кодиму.

Отредактировано Noval (21-03-2012 15:57:17)

0

16

Спасибо Noval.
Даю маленький эизод из военных воспоминаний Огородникова Вадима Зиновьевича о периоде оккупации Первомайска:

"Однажды, после пасхи 1942года к лечебнице подъехала военная машина. Из машины вышел немец, который хорошо говорил по-русски. Позвал маму, представился, как начальник ветеринарной службы войск, нескольких областей Украины и показал приказ немецкого командования о том, что ему подчинены все военные и гражданские ветеринарные лечебницы и госпиталя на этой территории. В течение нескольких часов дотошно проверял, как работает этот ветеринарный пункт, допрашивал маму по ее знаниям и квалификации, делал записи в свой кондуит, и благополучно уехал.
   Его приезд стал первым предвестником насильственного перевода мамы на лабораторную работу в ветбаклабораторию в городе Первомайск Николаевской области. Буквально через несколько дней прискакал верхом на лошади немец, посыльный, или курьер, и привез "Приказ", предписывающий в двадцать четыре часа подготовиться к отъезду на новое место службы (работы) в г. Первомайск, лаборатория, бак. отдел. Приписка: " в случае уклонения от выполнения данного приказа вы будете расстреляны , как саботажник , по законам военного времени".
   Оцепенение длилось несколько минут. В получении приказа мама расписалась в бумагах "подателя сего". Она вынуждена была согласиться с исполнением, трое маленьких детей - это груз, от которого не убежишь и не бросишь. Предупредить дедушку успели, а на следующее утро уже сидели на упакованных вещах. Хорошо - их было немного. Пришла большая грузовая машина с брезентовым тентом, загружена была наполовину какими то ящиками, места маме с детьми хватало. Поехали. Дедушка пришел пешком, чтобы проводить. Долго инструктировал маму по месту - Первомайску, там прошла большая часть жизни семьи Огородников. В Голте.
   Расстояние около шестидесяти километров преодолели за несколько часов. Разгрузили семью у здания ветбаклаборатории, в том районе, который назывался Овлеополь. Это один из трех районов города, образующихся от слияния двух рек в его центре Южного Буга и Синюхи. Вот, реки встречаются в центре населенного пункта и делят город на три части - Голта, Горлык и Овлеополь.
   Лаборатория размещалась на берегу реки Буг, красивое двухэтажное здание с выходом на набережную.
   В лаборатории уже была копия приказа и маму приняли, разместив на пару дней в одном из подсобных помещений. Вещей было немного, но при этом составе семьи , все равно, необходимы были и бытовые, и одежда, и пр. С собой был небольшой запас продуктов, немного картофеля, пшеничная крупа, в дорогу маме колхозники собрали пару десятков яиц, титка Ганзя взбила немного сливочного масла, имелось и несколько банок сладкого клерса.
   Через два дня маме дали в районе Горлык, на противоположной окраине, недалеко от ветлечебницы домик, который был бесхозным и основательно разграбленным, как потом выяснилось, хозяева дома были евреи и их всех расстреляли. Сейчас уже можно судить о состоятельности бывших хозяев, если у них, как в хате в Алексеевке , налево из коридора был вход в двухкомнатные апартаменты, а направо - в жилье для коровы и поросенка. Небогатые , конечно, были люди, да еще был у них огород, соток пять - шесть, это оказалось в будущем году для семейства мамы Оли огромным подспорьем.
   Первомайский период в следующих главах, перед высылкой в Германию."

http://samlib.ru/o/ogorodnikow_w_z/deti41.shtml

Здесь рассказ о Первомайске:

http://samlib.ru/o/ogorodnikow_w_z/golta.shtml

0

17

В споре рождается истина! Я перед обоими оппонентами снимаю шляпу!!! Каждому - моё уважение! Аж дух захватывает от такого диалога!!!http://www.kolobok.us/smiles/personal/hi.gif

0

18

Для игорь373, во-первых мы не оппоненты. Во-вторых "виноват" наш город, а в-третьих мы и стараемся для города.

0

19

Предлагаю список знаменитых ученых, родившихся в Первомайске.

Кудерский Леонид Александрович
Главный научный сотрудник института Озероведения РАН с 1994 г.; родился 29 октября 1927 г. в г. Первомайске Николаевской области; окончил Батумское мореходное училище в 1947 г., Петрозаводский государственный университет в 1953 г., доктор биологических наук, профессор, академик РАЕН. Специалист по донной фауне и питанию рыб, биологии аборигенных видов рыб, происхождению озерной ихтиофауны, охране и рациональному использованию рыбных ресурсов, озерному товарному рыбоводству, анализу состояния рыбных ресурсов во внутренних водоемах России, деятельности рыболовецких предприятий, индустриальному тепловодному рыборазведению, составу и истории ихтиофауны водоемов Севера, акклиматизации и расселению рыб, экологии внутренних водоемов, истории происхождения озер, охране водной среды от антропогенного воздействия, биогеографии, автор 500 научных публикаций (в том числе пяти монографий), награжден знаком "Рыцарь науки и искусств"; Заслуженный деятель науки Российской Федерации.

Моисей Ефимович (Хаимович) Гинзбург
Родился 28 августа 1903 г. в селении Голта Ананьевского уезда Херсонской губернии (ныне г. Первомайск Николаевской области Украины).  Умер 12 октября 1981 г. в городе Москве.Инженер-механик, специалист в области технологии переработки зерна в крупу. Кандидат технических наук, профессор. Главный инженер проекта Государственного института Промзернопроект, профессор Московского технологического института пищевой промышленности. Автор первого в мире учебника по технологии крупяного производства. Создатель школы специалистов по переработке зерна в крупу. Основные научные труды связаны с разработкой технологических схем и норм проектирования предприятий крупяной промышленности. В 1955 - 1957 годах был советником ректора Нанкинского политехнического института (Китай), где подготовил группу аспирантов, впоследствии возглавивших отрасль по переработке риса в Китае.

БРОДЕЦКИЙ Зелиг (Brodetsky, Selig; 10 февраля 1888, Ольвиополь, Украина, – 18 мая 1954, Лондон), математик и сионистский деятель.
В раннем возрасте эмигрировал с родителями в Англию. Изучал математику и математическую астрономию в Кембридже и Лейпциге. В 1920–49 гг. — профессор в Лидсском университете, преподавал математику. С ранних лет Бродецкий был убежденным сионистом. В 1928 г. он стал членом исполнительного комитета Сионистской организации Англии и вошел в правление Еврейского агентства, возглавив его политический отдел в Лондоне. Закончил карьеру в 1948 г., когда сменил
Х. Вейцмана на посту президента Британской сионистской федерации. В 1949–52 гг. — президент Еврейского университета в Иерусалиме. Основные научные работы посвящены различным аспектам теоретической аэродинамики.
Именем Бродецки названа улица в Тель Авиве.

Лингвист с мировым именем
Эдга́р де (фон) Валь (Edgar de Wahl, Edgar von Wahl) — создатель международного искусственного языка окциденталь (интерлингве).
Родился в 1867 году в Ольвиополе (ныне Первомайск Николаевской области, Украина). Балтийский немец из дворянского рода. Учился в Санкт-Петербурге, преподавал физику и математику в Ревеле (ныне Таллин, Эстония). Владел многими европейскими языками. В молодости был приверженцем волапюка.
После публикации в 1887 году проекта языка эсперанто вступает в переписку с его автором Л. Заменгофом. Помогает ему в создании нового языка для международного общения.
Перевёл на эсперанто «Княжну Мэри» М. Ю. Лермонтова (1889, второе издание — 1896), став третьим после Заменгофа и Антония Грабовского автором-эсперантистом. Был одним из основателей петербургского общества «Espero», активно участвовал в газете «La Esperantisto».
После того, как в 1894 году были отвергнуты предложенные Заменгофом реформы (позже воплотившиеся в языке идо), Э. де Валь покидает эсперанто-движение и работает над созданием нового, более натуралистичного искусственного языка. Внёс ряд улучшений в язык мундолингве Ю. Лотта. В 1906 г. публикует первый вариант собственного лингвопроекта под названием «аули» (Auli, от Auxiliari Lingue International 'вспомогательный международный язык'), ставший основой будущего окциденталя. В 1907 году реформирует язык идиом-неутраль для участия в конкурсе, объявленного Всемирной делегацией по принятию международного языка.Развитие окциденталя Э. де Валь предоставил его носителям. С началом Второй мировой войны его контакты с окциденталистским движением (базировавшимся в нейтральной Швейцарии), стали эпизодическими. Умер в 1948 году в одном из эстонских санаториев, где провёл последние годы жизни.

Сергей Крайтор выпускник СШ №11, на протяжении 20-ти лет руководил научной группой в московском институте им. Курчатова. Госпремию получил в 1983 году, за изучение методов контроля безопасности при работе с источниками радиации.
Родился в Первомайске 1 марта 1939, умер в Москве в 1984, 8 октября.

+1

20

Для Крамар: приношу извинения за не правильную характеристику диалога (читал через строчку, по этому и охарактеризовал, как диалог оппонентов), извиняюсь ещё раз. А вот за информацию, которую вы сюда выкладываете, моё Вам обоим спасибо. Сегодня ещё раз прочитал всю тему уже не торопясь. Поражаюсь, откуда можно нарыть столько исторической информации???!!!

0

21

Ответ игорь373, общение в сети чревато недоразумениями, не парьтесь, едем дальше. Почти вся инфа из открытых источников и немного из реальных контактов. Каждый из вас является носителем знаний о городе и регионе. Вопрос как их преподнести, устно среди друзей и в кругу семьи или письменно здесь. Еще есть третий вариант - устно, методика интервью. Рассказываете свою особенную историю на диктофон и вперед на ytub. А здесь ссылочку.
Вот например, мне из устных рассказов человека, пережившего оккупацию в нашем городе Первомайске известно, что на месте
бывшего гастронома на углу ул. Дзержинского напротив стадиона был дом где располагался немецкий штаб. Наши добрые и смелые подпольщики в нужную темную ночь посветили где надо фонариками и советский летчик таки попал бомбой прямо
в здание. Это уже к вопросу о сильных разрушениях.

0

22

Про "малоизвестного" на родине художника импрессиониста Яна Песке уже все прочитали. Теперь следующая страничка про художников, что родились в Первомайске. Снова малоизвестные дома!
Художник Гомбарг-Идарский

Гомбарг-Идарский Юлий Яковлевич - 1880-1954. Известный советский график, карикатурист, автор политических плакатов.
Родился в селе Голта, Херсонской губернии.
В 10 лет поступил в школу искусств Брюдер Манилам (Bruder Manilam) в Одессе. С 1906 по 1917 занимался политической карикатурой в Тифлисе, Петрограде, в Москве, в изданиях "Колючка", "Ширма", "Солнце России", "Театр и жизнь", "Искусство", "Раннее утро" и др.. С 1910 по 1914 частый гость "Репинских сред" (специальные частные мероприятия, устраивались на даче Репина под Питербургом, деревня Куоккала, ныне Репино, рядом с Комарово). С 1919 по 1925 работал в Польше и в США. В Нью-Йорке писал карикатуры для коммунистических изданий "Frajajt", "Смена", "Комсомольская Правда", "Известия" и др.. С 1926 г., в Москве, работает
в журналах "Крокодил", "Журналист", "Читатель и писатель" и газетах "Комсомольская Правда", "Известия" "Рабочая газета",
с 1930 г., работает над серией антифашистских плакатов. Умер в Москве в 1954.
Несколько работ здесь:
http://golta-il.livejournal.com/19964.html

Клецель Беньямин

Родился в 1932 г. в украинском городке Первомайске, Николаевская область. В 1941 г. его семья эвакуировалась в Ташкент. Там Беньямин учился в Художественном ущилище,  затем закончил театрально-художественный Ташкентский институт - отделение живописи. В 1967 г. художник переехал в Самару, где много лет работал в художественной школе, а также преподавал рисунок студентам-архитекторам в Строительном институте. Много рисовал и участвовал во множестве выставок. Репатриировался в Израиль в 1990 г.. Живет и работает в Иерусалиме. За 17 лет жизни в Израиле он представил 9 персональных выставок в Иерусалиме, Тель-Авиве, Самаре (Россия), Чикаго (США). Работы художника находятся в музеях, галереях и частных коллекциях Болгарии, Венгрии, Германии, Израиля, России, США, Франции, ЮАР. У Вениамина Клецеля немало званий: член Союза Художников СССР, доцент кафедры рисунка в Самарском Строительном институте, член Международной художественной ассоциации при ЮНЕСКО. Но, именно, в Иерусалиме художник по-настоящему нашёл свою тему и своих героев. Он -лауреат премии "Оливы Иерусалима" в номинации "живопись". "Я благодарен судьбе, что подарила мне Иерусалим", - говорит Вениамин Клецель.
Работы можно увидеть здесь:
http://golta-il.livejournal.com/18148.html

0

23

Здравствуйте!
Были ли ранее римско-католические храмы в нашем городе и его окрестностях?
На этой карте отмечено четыре храма.
Три помечены черным цветом и один белым.
Черные - это православные храмы.
А чей белый?
http://uploads.ru/t/U/1/z/U1za5.jpg
Слышал, что на Богополе, в окрестностях мебельной фабрики, некогда была немецкая кирха.
На Богополе находятся остатки польского кладбища.
Их (покойников) ведь надо было отпевать перед погребением?
***
Уважаемый господин, товарищ, пан Крамар!
Продолжаем разговор! :yep:
***

Отредактировано Noval (14-01-2012 14:00:49)

0

24

Noval, про храмы Первомайска. Вопрос хороший. Пока Богополь был польским там конечно был католический костел. Где находился не знаю. Но по плану могу предположить - возле центральной площади того времени, но не возле кладбища.
По приведенному выше плану, черные значки это каменные церкви, белый кружок - деревянная, в нашем случае знаменитая казацкая, по легенде перенесенная из Гарда, а позже по другой легенде, за ночь переправленная по бревнышку в Ольвиополь через Буг из-за передачи Голты татарам. Была разрушена при подготовке стройплощадки для райисполкома.
В память о ней и типа в искупление вины за разрушение у входа в здание справа поставили памятный крест.
Второй храм в Ольвиополе был  высоко на Киевской. Это в начале 20 века. На этой карте - показан еще один на самой северной окраине. Нужно бы уточнить где это и как назывался.
В Богополе согласно упоминания, приведенного в Вашем посте от 5.11.11 на польском языке, было здание муниципалитета,
церковь, синагога, 6 молитвенных иудейских домов, школа, мельница.
В Голте церковь была по всем правилам строительства древнего города (поселения) на центральной площади, сегодня это акурат под Солдатом. Прямо возле было несколько могил священников. Предполагаю, что до того, возможно на тиом же месте была мечеть. По аналогии с Очаковом, где Николаевский храм был освящен в перестроенной мечети.  Позже была в Голте и своя синагога, находилась в глубине квартала за нынешней ДСШ. Кладбище было за первой школой, сначала мусульманское, потом рядом христианское и иудейское.
Так что Первомайск по праву город трех религий (так рекламируется Иерусалим для русотуристо), если не разделять христиан, а если добавить эллинов и кочевников то пяти (шести). В этом наша уникальность.
Об одном важном, но малоизвестном событии и имени из истории церковной жизни Первомайска в начале советской власти
есть упоминание в журнале: http://golta-il.livejournal.com/21613.html
Это история про архимандрита Варсанофия, канонизированного церковью исповедником веры 20 века. Материал не закончен пока, но погуглив можно найти его жизнеописание.
Про немецкую кирху или общину никогда не слышал. Отдельные фамилии из сх переселенцев колонистов в городе оседали,
постепенно. Но чтоб кирха своя не знаю. Была сх колония болгар.  Остальное нужно выяснять.
Всех с Новым годом!
И конечно спасибо за товарища, синьор Noval. Главное чтобы не гринго.

+1

25

Крамар писал:

И конечно спасибо за товарища, синьор Noval. Главное чтобы не гринго.

Пожалуйста! 8-)
Гринго в Уединенных Штатах Америки.
В Нимеции - херры.
А у нас всех потрошку (господ, товарищей и панов).
***
Суть в чем.
Сейчас, на Богополе, строится Римско-Католический костел.
Настоятель прихода утверждает, что под фундаментом мебельной фабрики, покоятся остатки старого католического храма, который разрушили большевики.
Один из прихожан сказал, что на этом месте находилась немецкая кирха.
Лично я сомневаюсь в физическом существовании оных сооружений религиозного культа.
На дореволюционной карте XIX века нет иных храмов. кроме православных.
Следовательно, большевики не могли разрушить то, чего не было.
***
Но вернемся в прошлое.
Сперва рыбаки Брацлава и Бара сезонно (на несколько месяцев) наезжали сюда рыбу ловить;
Потом, видимо дабы не таскать туда-сюда рыболовный скарб, они основали небольшое поселение с деревянными укреплениями для защиты от татар и волохов.
Потом появилась карантинная застава.
Ритуальные обряды, на первое время, могли совершать , приспособив любое из имеющихся зданий.
А был ли костел как таковой?
На карте Риччи Занони , на польской стороне р.Кодыма ,отмечено аббатство, между Piski и Kowałka.
Возможно, это территория нынешнего с.Кінецьпіль.
В  "SłOWNIK. GEOGRAFICZNY  KRÓLESTWA POLSKIEGO  l INNYCH KRAJÓW SŁOWIAŃSKICH".1893,
написано "Był tu kościół jezuitów."
Был тут костел ордена иезуитов (мужской монашеский орден Римско-католической церкви, основанный в 1534 году Игнатием Лойолой и утверждённый Павлом III в 1540 году. Папа Климент XIV упразднил орден в 1773 году.)

***
Цель поиска - преемственность.
Дабы отсчет римского католицизма на Богополе шел не с XXI века, а с более древних времен.
Надо искать.
Кстати, завтра,(15.01.2012г.) к 11часам, приглашаю посетить Римско-Католический Храм, на ул.Советская 14.
За автовокзалом находится желтая аптека.
Храм, сразу за аптекой.
***
Приедут Его Эксцеленция Епископ Ординарий Бронислав Бернацкий, Одесско-Симферопольской епархии Римско-Католической церкви, и Госпожа Консул Генеральный республики Польша в Одессе Йоанна Стшельчик.
http://uploads.ru/t/G/Q/D/GQDLY.jpg

Отредактировано Noval (14-01-2012 23:20:05)

0

26

Интересное событие. Но, похоже, что все смешалось в доме (в головах) у Яблонских. И немецкая кирха и польский костел... Ближайшая кирха находится в Одессе, по ул. Петра Великого. Это лютеранский кафедральный собор Святого Павла Немецкой Евангелическо-лютеранской Церкви Украины, религиозный центр лютеран Украины немецкой церковной традиции — историческое здание и архитектурный памятник государственного значения, в котором размещается кафедра Епископа всей Церкви Украины. Очень поучительна история ее восстановления:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CE%E4%E5% … 8%F0%F5%E0
Кто не найдет сам напишу, что началось все с горбачевской перестройки, когда первым объединением немецкого национально-культурного меньшинства на пост-советском пространстве стало общество «Wiedergeburd» («Возрождение»). Это к вопросу о преемственности.
Что до фундамента костела - им виднее. В Кривом Озере польская община существовала все годы советской власти,
польский Конецполь тоже факт и упоминание о костеле иезуитов есть в документах, как и характерные могильные камни на
сельском кладбище, по рассказам старожилов. Могу только сказать, что работу нужно будет еще провести колоссальную,
что бы эти самые камни костела найти. Для преемственности или для легитимности. Хотя бы по примеру другой нашей конфессии, стоит на Киевской здание синагоги, цела-невредима, сколько напастей пережила, чуть штукатурка у входа осыпалась... А передать общине не могут, документы не сохранились. Тоже и с католиками, рас была польская община в 18  веке, то костел обязательно построили. Он мог сохраниться, мы просто не знаем. Или был перестроен-переделан в православный храм и после разрушен в известное время. А могилы старые еще увидеть можно и в Ольвиополе и в Богополе. На одном из новых конецпольских кладбищ, что за селом в сторону Крымкм, еще сохранилось семейное захоронение Кульчицких, с явным каменным склепом. Что в земле лежит лучше сохраняется.
Так что культурной работы море.
И приезд консула, в этой связи, это событие особой величины. А если наши местные дорогие гринго еще и культурную программу смогут предложить соответствующую, то совсем будет гут. А то помнится прошлый раз повезли пана консула сразу "красоты  Мигеи смотреть"...
А дорогие сердцу Богополь, Конецполь, культурное наследие, связи понимаешь и прочие сантименты за ветхостью и скудоумием остались в стороне.

0

27

Недопонимаю, немножко.
Ну пусть местные документы не сохранились.
Но ведь церковь не строится абы-где.
Она принадлежит, к примеру, Одесской епархии (у нее свои архивы);
Одесская епархия относится к более высокостоящей структуре (там тоже свои архивы).
И так до  Ватикана, в архивы которого стекаются все документы.
Что строили и где.
Какого настоятеля назначили в этот приход.
Мы теряем документы на самом нижнем уровне и все.
Не знаем как далее поступить.

А то помнится прошлый раз повезли пана консула сразу "красоты  Мигеи смотреть"...

А ведь и смотреть то, более не на что.
Разбитые улицы и тротуары?
Грязь и убожество?
Мой добрый товарищ, интереснейший человек, приезжал погостить на Родину предков, в Первомайск из Парижа.
Его отец, композитор Ширвани Чалаев.
Дед, Яков Каплун, уехал из Первомайска в Москву, сразу после войны.
Там выбился "в люди".
Сын,Камиль Чалаев, тоже композитор и музыкант, обосновался в Париже.
Походили мы с ним по городу и он сказал сакраментальную фразу: "Теперь я понимаю, почему дед покинул этот город".
Наберите их имена в Поисковике - интересные люди.
Деда Камиля, иудея по вероисповеданию, спасли от гитлеровцев наши жители.
В благодарность за это , он принял православие.
Отец Камиля - дагестанец.
Дед православный, мама иудейка, папа- дагестанец.
Гремучий коктейль, способный породить незаурядную личность.
***
А наши журналисты так и норовят задать наиглупейший вопрос заезжим гостям :" А як вам наше місто?"? , ставя их этим вопросом в неловкое положение.

Отредактировано Noval (16-01-2012 21:12:33)

0

28

Про документы не сохранились это ответ издевка. Ответ стандартный "на местах". Но как написал Н. Винграновский
"Ми знову є..." Вот и католики появились. Если возможно, то напишите о мероприятии сегодняшнем.
Что показать дорогому гостю из Одессы, понятно что город в ужасном виде и это очень стыдно, но гостей такого ранга
принято угощать тем, что им будет интересно, а учитывая официальный статус и перспективно. А далее от эрудиции
и от организаторской мощи зависит...
Про семью с музыкальной фамилией Каплун мне хорошо известно. Известнейший на всю округу сапожный мастер золотые руки, отец многодетного семейства и неслыханных масштабов заядлый меломан, собравший "дискотеку" классической музыки и романсов из более двух сотен пластинок ( это в самом начале прошлого века). На страницах журнала о нашем городе рро семью Каплун здесь:
http://golta-il.livejournal.com/20366.html
Приятно узнать, что правнук Лейбы Каплун посещал таки свою пра-родину. Его слова - совсем не удивительны.
И было бы горько узнать, что Париж хуже... Но ведь приехал. И еще многие хотели бы и возможно приедут.
Только замотивировать нужно.

0

29

Крамар писал:

Но ведь приехал. И еще многие хотели бы и возможно приедут.
Только замотивировать нужно.

Камиль часто бывает в Одессе, с концертами и перформенсами.
Ежели едет на авто , останавливается у меня на день-два.

Крамар писал:

Вот и католики появились.

А мы никуда и не пропадали.
Служба раньше велась в маленьком помещении, на ул.Черняховского.

Если возможно, то напишите о мероприятии сегодняшнем.

Ежели кратко.
Приехали гости из Одессы, которых я упоминал ранее, представители польской диаспоры "Polonia" из г.Южноукраинска, поляки Первомайска из обществ "Nadzeja" и
"Jana Pawła II".
Епископ Бронислав провел мессу.
После мессы выступили ксендз, пан Владислав, епископ, пан Бронислав, вице консул республики Польша, глава общества "Jana Pawła II" и староста католической общины.
По завершении официальной части, всех пригласили на праздничный обед.
Что произошло далее, не могу сказать.
Трапезничать я не остался, т.к. обещал дочери погулять в парке Петровского.
***
http://uploads.ru/t/s/E/X/sEXOy.jpg

http://uploads.ru/t/u/8/D/u8Dfv.jpg

http://uploads.ru/t/W/D/X/WDX0a.jpg

Через пару недель, на остатках польского кладбища (Богополь) ,будет поставлен памятный крест.
Мертвым полякам от  живых.
Епископ Бронислав обещал приехать на освящение оного креста.
***
Строительство Храма идет по мере вливания финансовых средств.

Отредактировано Noval (15-01-2012 23:06:01)

0

30

Спасибо за репортаж и аннотацию, Noval. Всегда буду помнить встречу Jana Pawła II в Киеве на Чайке и освящение Александровского костела в 1991.
Камилю приветы, при случае распросите его про деда Лейбу, где жил, что да как. Кажется у реки в Голте, но могу ошибаться. Когда-нибудь устроим перформанс ГолтаФест и в Первомайске, его пригласим, Антонюка, Возияна, Еребакана, Клецеля (хоть виртуально), Михаила Верника и других. А пока собираем все яркие имена в сети на указанных страницах журнала Остров любви golta-il.

0


Вы здесь » Форум Первомайска Николаевской обл. » История Первомайска » Малоизвестные страницы истории Первомайска